Конфликт разночинцев и дворян в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым в 60-е годы XX века, когда обострилась борьба между лагерями демократов и либералов. В это время нормировался новый тип передового деятеля — разночинца-демократа. Тургеневу, великому художнику, удалось запечатлеть в романе остроту борьбы между этими силами. В данном произведении мы наблюдаем не только конфликт политических взглядов, но и противостояние различных типов мировоззрений.
В романе показано столкновение двух разных характеров: Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Безусловно,
Кирсанов думает, что ведет благородную жизнь и достоин уважения. Евгений же отрицает подобное видение мира. В одной из бесед с Павлом Петровичем он называет его «архаическим явлением», которое «сидит, сложа руки». Это еще больше вызывает ненависть Кирсанова к Евгению. Манеры Базарова возмущают его. Самоуверенность и бесцеремонность молодого нигилиста приводят Павла Петровича в ярость, так как он видит в этом недостаток уважения к своей аристократической особе.
Кирсанов не понимает, как можно все, совершенно все отрицать: природу, искусство, музыку, поэзию. В спорах с ним Базаров пренебрежительно говорит о народе, о его отсталости. Евгений считает, что умеет общаться с крестьянами, но он и не подозревает, что выглядит в их глазах «шутом гороховым». Вспоминается эпизод, когда Базаров отправляется с мальчишками за лягушками. Один из крестьянских детей резонно спрашивает: «Разве ты дохтур?»
Павел Петрович внешне всегда старается показать свое расположение к народу. На самом деле Кирсанов часто относится к крестьянам с пренебрежением. Особенно показательным выглядит эпизод, когда он, разговаривая с мужиками, прикладывает к носу платок, а также не подает руки при встрече.
У Базарова и Кирсанова разные политические взгляды. Их восприятие жизни также различно. Конфликт поколений, замешанный также на абсолютно противоположном мировоззрении героев, неизбежен. Они оба не смогли понять друг друга — и расстались врагами.
Я думаю, что трагическая смерть Базарова во многом предопределена его поступками, его действиями. Тургенев намеренно прибегает к подобному финалу, подчеркивая, что такие люди, как Базаров, вряд ли могут найти себе достойное применение в обществе.