Роль образа Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.
Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, «проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми. Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества». И это не просто слова. В них
Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением
— «Вся фигура Платона. была круглая, голова. спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие. были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости «. «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер», Каратаев не имел, «но он любил, — отмечает Толстой, — и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком. он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера. но Пьер чувствовал, что Каратаев. ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним.»
Остальные пленные считали Каратаева «самым обыкновенным солдатом, но для Пьера он навсегда остался «непостижимым. и вечным олицетворением духа простоты и правды».
В образе этого «человека из народа» писатель показал носителя «роевого сознания». Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, «частицей целого»: «.Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь».
Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающий мир, переделать его в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению автора, идея свободы, рожденная «роевым сознанием».
Смысл бытия Платона Каратаева — радостное слияние с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь. Это глубоко христианское чувство составляло суть души Каратаева, суть народной жизни. Оно помогало Платону, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Герой Толстого безропотно принимает все, что ниспослано ему свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать «за свои й людские грехи». Смысл этой притчи в том, что » на все Господня воля «. Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, к уда ведет раба своего. Платон Каратаев не смеет ничего себе требовать от жизни. Он кроток и счастлив тем, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».
В дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: «Амного вы нужды увидали, барин? А? » «.И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, — пишет Толстой, — что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». «.Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» — продолжал Каратаев». Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, так как только здесь получил «успокоение и согласие с самим собою».
С момента появления героя любое описание его сопровождается эпитетом » круглый «. Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии, вечности. Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. Пословицы и поговорки не сходят с уст Каратаева. На любой случай у него готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: «Час терпеть, а век жить»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки» и т. п. По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, «были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати».
Каратаев стал для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, «он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и по тому, что оба жили и оба умерли». Рассказывая своим близким о пережитом, говорил о Каратаеве:
— «.Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Платоном Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании им окружающего мира. Обращения Л. Н. Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и философии. Его открытия легли в основу религиозных исканий XX века.