Характеристика главного героя романа «Война и мир» или «Мысль народная»
Главным героем романа-эпопеи является народ. Исторический материал только укрепил Толстого в правильности вывода о том, что судьбы страны определяет народ — вывода, имевшего прогрессивное значение и сближавшего писателя с демократической идеологией «шестидесятников».
В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Толстой специально предупреждал, что он не собирается останавливаться «а «ужасах крепостного права», и просил не искать в его книге того, чего он «не хотел или не умел выразить». Сюжет произведения
Мысль народная выражена в «Войне и мире» не только в картинах, сценах, рисующих массовый патриотический подвиг народа, НО и но многих индивидуальных судьбах героев произведении. Народное начало, простота и естественность поведения даже к минуты смертельной опасности, скромность и человечность проступают в характере и поведении
Наиболее полно и непосредственно «мысль народная» выражается у Толстого при раскрытии темы войны. В отличие от традиций исторической романистики писателя интересовала прежде всего не историческая сторона изображаемых им событий, а нравственный смысл поступков, которые совершали люди в ходе военных действий. Поэтому он по-разному оценивает те войны, которые ведись за пределами России (1805-1807 гг.) и были чужды подлинным интересам народа, и Отечественную войну 1812 г.- войну оборонительную по самой своей сути, вызвавшую невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости. Эта тенденция Толстого была связана с многовековой национально-художественной традицией. По словам Д. С Лихачева, в древнерусской литературе крупнейшие воинские повести «посвящены оборонительным сражениям в пределах Русской земли»; здесь «вырабатывается нравственный кодекс войны», который отражен и в «Войне и мире».
Продолжая то новое изображение войны, которое наметилось уже в его севастопольских рассказах, Толстой менее всего стремится к изображению внешней стороны сражений с «гарцующими генералами» и т. д. Равным образом, громкие слова о любви к отечеству не свойственны толстовским героям, солдатам, мужикам. Эффектные речи произносят как раз те персонажи, которые не пользуются сочувствием писателя: это становится даже знаком их лживости или хвастовства. Берг, у которого за душой вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое и грозное время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства. такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве. нет никаких слов достойных, чтобы их описать.» Таков стиль Берга, но не Толстого и его любимых героев. Они не произносят патетических речей, но «скрытая теплота патриотизма» в них ощущается постоянно, и это относится не только к Ростовым или Болконским. Никто, например, не соглашается оставаться под властью Наполеона в Москве, даже далеко не лучшие из действующих лиц романа, даже родственница Пьера Катишь, которая говорит:
— «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».
Долохов, причинивший немало несчастий многим героям романа, встретив Пьера во время Бородинского сражения, просит у него прощения и со слезами на глазах обнимает и целует его. Даже Анатоль Курагин не остался в стороне от общенационального патриотического подъема. Не сказано, как именно вел он себя во время Бородинской битвы, но он там был, получил тяжелое ранение, и символично, что он оказывается на операционном столе рядом с князем Андреем, который при виде своего смертельного врага испытывает теперь «восторженную жалость и любовь к этому человеку».
Не суета, а простые и естественные чувства владеют Андреем, Пьером, Петей Ростовым и многими-многими другими во время войны. Они думают не о себе, а прежде всего стараются помочь другим, как это делает Наташа, требуя отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения раненых. Однако, прославляя героизм русских людей, так ярко проявившийся во время Отечественной войны, описывая общенациональный подъем, Толстой в то же время не забывает, что война есть суровое и жестокое испытание, сопряженное с громадными потерями, смертью тысяч и миллионов людей, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война — не «игра», затеянная Наполеоном, не красивое зрелище, как показалось сначала Пьеру на Бородинском поле, а нечто страшное, противоестественное, ужасное. В картине Бородинского сражения, особенно в заключительных главах, нет традиционной патетики. В авторском описании ощущается скорбное раздумье о многих убитых и раненых, что подчеркивается контрастным сопоставлением с миром природы (характерно использование в данном случае слов с уменьшительными суффиксами):
— «Над всем полем,, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?.»
Война, по Толстому,- явление антигуманное, противоречащее самой человеческой натуре; она может только разъединять, а не соединять людей. Только чудом можно объяснить спасение Пьера, захваченного в плен, когда на мгновение он и маршал Даву, известный своей жестокостью, «поняли, что они оба дети человечества, что они люди». Толстой совершенно убежден, что нормой для человечества является мир, который один только и может привести людей к взаимопониманию, объединению на началах добра, справедливости и доверия.
Художественное своеобразие. «Война и мир» занимает особое и почетное место как в творчестве самого Толстого, так и в истории русской и мировой литератур, в развитии художественной культуры всего человечества. В произведении органически сочетается невиданный ранее размах эпического повествования, с глубиной психологического проникновения в судьбы людей, их сложный и нередко противоречивый внутренний мир.
Еще Пушкин писал о диалектической связи судьбы человеческой с судьбой народной. Этот принцип стал основным для Толстого. Поэтому между историческими событиями, развивающимися, по убеждению писателя, по своим, неизвестным людям, законам, существует с судьбами героев романа глубинная связь, выраженная не прямо, не примитивно, но в сложных «сцеплениях», в соотнесенности, которая позволяет выработать объективные критерии для оценки человеческой личности.
Толстой, принципиально не принимает любую теоретическую схоластику, отъединяющуюся от реальной, простой, естественной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не х. отел». Именно по этой причине князю Андрею не нравился Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума.». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусственность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, «запрограммированность» отвергаются Толстым и его любимыми героями. «У него все назначено, а я этого не люблю»,- говорит Наташа о Долохове.