«Война и мир» — одно из самых замечательных произведений мировой литературы. Несмотря на панорамность, обилие
Персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне
Масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще,
Своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта «мысль семейная» наиболее ярко воплотилась
В образах семей Ростовых и Болконских. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет
Героев к идеалу частной жизни — к семье. Настоящая семья по Толстому — это мир, любовь, спокойствие. И именно женщина
Несет с собой эту любовь, поэтому главное предназначение женщины — создание семьи, забота о детях. Любящая мать несет с
Собой настоящую жизнь, а не иметь женщине детей безнравственно.
Толстой в зависимости от отношения своих героинь к «мысли семейной» делит их на любимых (Наташа Ростова, Марья
Болконская) и нелюбимых, светских женщин (Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина). Тип светской женщины являет собой Элен.
Она развратна, глупа, лжива. Она достойная представительница семейства Курагиных. Толстой обращает внимание в портрете
Красавицы Элен на «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «очень открытую грудь и спину», » неизменяющуюся
Улыбку». Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность «великосветской львицы». А как же
Выглядит любимица Толстого — Наташа — на фоне Элен? Юная Наташа — это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но
Живая девочка». Писатель подчеркивает, что вся ее прелесть заключена не во внешности, а во внутреннем своеобразии. В
Наташе бросается в глаза переизбыток жизни. Ее шутки, упрямство, смелые нападки на взрослых — это игра будущего
Недюжинного характера. Она даже не боится нарушить св!
Етски-приличное течение именинного обеда. А для Элен соблюдать внешние приличия — единственное требование света.
Толстого привлекает и распахнутость Наташи в мир природы. Ростову притягивает красота лунной ночи: «Ведь эдакой
Прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую частоту
Детского взгляда на вещи. Но нигде в романе нет Элен на фоне пейзажей, она не говорит о природе. Это еще раз
Показывает, что у Элен нет внутренней красоты.
Наташа беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.
Именно «русская душа» сближает героинь «Войны и мира» и «Евгения Онегина».
Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных Элен денежный расчет. Ее замужество на
Разбогатевшем Пьере — наглядное тому подтверждение. Семья, дети не играют в ее жизни существенной роли. Элен кажутся Смешными слова Пьера о том, что супругов должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с
Отвращением думает о возможности иметь детей. Она с легкость бросает мужа. А для Наташи любовь составляет сущность ее
Жизни. Юная Ростова любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого.
Сближение, а затем и разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу.
Переизбыток жизни и неопытность — источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Мать
Наташи с тревогой чувствует, что «чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива».
Действительно, в этом мире счастливы Анатоли Курагины, Борисы Друбецкие, Элены — те, кто живет без сердца, без любви,
Без чести, по законам, установленным помещичье-дворянским обществом. И Элен — идеал того общества, которому обязана
Воспитанием и развитием. «Где вы — там ложь и разврат», — говорит ей Пьер. Но эти слова не задевают Элен, ее
Расчетливый ум знает это. Где разврат и ложь — там она будет оценена и принята. Прикрывающая ее фальшь и лицемерие лишь
Возвышают репутацию Элен в глазах общества.
В салоне Элен звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии. Чувство ложного
Патриотизма заставляет в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Таким образом,
Великосветская дама утратила главные черты, которые присуще настоящей женщине. Напротив, в образе Наташи Ростовой
Сгруппировались те черты, которые составляют тип «женщины в подлинном смысле».
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований», от пения, от красивых нарядов.
Она далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на
Суждениях, а на способности » c необыкновенной ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем
Противным всем правилам логики». Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая «пополнела и
Поширела. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая
И плодовитая самка». Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между
Людьми. Таков толстовский идеал » мира».
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль
В сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя политической, общественной и профессиональной деятельности. Но все же
Многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало — любить и
Быть любимой?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)