Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

“Война и мир” – одно из самых замечательных произведений мировой литературы. Несмотря на панорамность, обилие
Персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне
Масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще,
Своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта “мысль семейная” наиболее ярко воплотилась
В образах семей Ростовых и Болконских. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет
Героев к идеалу частной жизни – к семье. Настоящая семья по Толстому – это мир, любовь, спокойствие. И именно женщина
Несет с собой эту любовь, поэтому главное предназначение женщины – создание семьи, забота о детях. Любящая мать несет с
Собой настоящую жизнь, а не иметь женщине детей безнравственно.
Толстой в зависимости от отношения своих героинь к “мысли семейной” делит их на любимых (Наташа Ростова, Марья
Болконская) и нелюбимых, светских женщин (Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина). Тип светской женщины являет собой Элен.
Она развратна, глупа, лжива. Она достойная представительница семейства Курагиных. Толстой обращает внимание в портрете
Красавицы Элен на “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “очень открытую грудь и спину”, ” неизменяющуюся
Улыбку”. Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность “великосветской львицы”. А как же
Выглядит любимица Толстого – Наташа – на фоне Элен? Юная Наташа – это “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но
Живая девочка”. Писатель подчеркивает, что вся ее прелесть заключена не во внешности, а во внутреннем своеобразии. В
Наташе бросается в глаза переизбыток жизни. Ее шутки, упрямство, смелые нападки на взрослых – это игра будущего
Недюжинного характера. Она даже не боится нарушить св!
Етски-приличное течение именинного обеда. А для Элен соблюдать внешние приличия – единственное требование света.
Толстого привлекает и распахнутость Наташи в мир природы. Ростову притягивает красота лунной ночи: “Ведь эдакой
Прелестной ночи никогда, никогда не бывало”. Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую частоту
Детского взгляда на вещи. Но нигде в романе нет Элен на фоне пейзажей, она не говорит о природе. Это еще раз
Показывает, что у Элен нет внутренней красоты.
Наташа беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.
Именно “русская душа” сближает героинь “Войны и мира” и “Евгения Онегина”.
Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных Элен денежный расчет. Ее замужество на
Разбогатевшем Пьере – наглядное тому подтверждение. Семья, дети не играют в ее жизни существенной роли. Элен кажутся
Смешными слова Пьера о том, что супругов должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с
Отвращением думает о возможности иметь детей. Она с легкость бросает мужа. А для Наташи любовь составляет сущность ее
Жизни. Юная Ростова любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого.
Сближение, а затем и разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу.
Переизбыток жизни и неопытность – источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Мать
Наташи с тревогой чувствует, что “чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива”.
Действительно, в этом мире счастливы Анатоли Курагины, Борисы Друбецкие, Элены – те, кто живет без сердца, без любви,
Без чести, по законам, установленным помещичье-дворянским обществом. И Элен – идеал того общества, которому обязана
Воспитанием и развитием. “Где вы – там ложь и разврат”, – говорит ей Пьер. Но эти слова не задевают Элен, ее
Расчетливый ум знает это. Где разврат и ложь – там она будет оценена и принята. Прикрывающая ее фальшь и лицемерие лишь
Возвышают репутацию Элен в глазах общества.
В салоне Элен звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии. Чувство ложного
Патриотизма заставляет в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Таким образом,
Великосветская дама утратила главные черты, которые присуще настоящей женщине. Напротив, в образе Наташи Ростовой
Сгруппировались те черты, которые составляют тип “женщины в подлинном смысле”.
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований”, от пения, от красивых нарядов.
Она далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на
Суждениях, а на способности ” c необыкновенной ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем
Противным всем правилам логики”. Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая “пополнела и
Поширела. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая
И плодовитая самка”. Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между
Людьми. Таков толстовский идеал ” мира”.
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль
В сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя политической, общественной и профессиональной деятельности. Но все же
Многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало – любить и
Быть любимой?




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Античный литература греции.
Сейчас вы читаете: Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)