ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?
Откроем
Второй том академического «Словаря
Русского языка»: «Красота — свойство по
Значению прилагательного красивый», «Красивый
— приятный на вид, отличающийся
Правильностью очертаний, гармонией красок,
Тонов, линий, отличающийся полнотой и
Глубиной внутреннего содержания,
Рассчитанный на эффект, на внешнее
Впечатление».
Любое из
Этих определений может найти свое
Подтверждение на страницах романа Л. Н.
Толстого «Война и мир», ибо здесь
Присутствуют и красота души, и броская
Природа, и красота человеческих отношений,
И величие ратного труда.
Попробую
Доказать, что красота проявляется в образе
Самой любимой героини Л. Н. Толстого —
Наташи Ростовой. Внешне она — далеко не
Красавица, в романе есть женщины, буквально
Блещущие красотой Элен Курагина, например,
Но ее физическая красота ничего, кроме
Физического удовлетворения, дать не может.
Во
Внешности Наташи нет ничего броского: «Черноглазая,
С большим ртом, некрасивая, но живая девочка,
С своими детскими открытыми плечиками,
Выскочившими
Своими сбившимися назад черными кудрями,
Тоненькими оголенными руками и маленькими
Ножками», — такова тринадцатилетняя
Девочка Наташа в момент нашей первой
Встречи с ней на страницах романа. Через два
Года мы увидим Наташу в Отрадном: «Впереди
Других, ближе, подбегала к коляске
Черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая
Черноглазая девушка в желтом ситцевом
Платье, повязанная белым
Носовым
Платком, из-под которого выбивались пряди
Расчесавшихся волос».
Не совсем
Броская внешне, Наташа одарена красотой и
Богатством голоса, отражающим богатство ее
Внутреннего мира: «Не обработан, но
Прекрасный голос, надо обработать», —
Говорили все. Но говорили это уже после того,
Как замолкал ее голос. «В то же время, когда
Звучал этот необработанный голос. даже
Знатоки судьи ничего не говорили и только
Наслаждались этим необработанным голосом и
Только желали еще раз услыхать его». «Что ж
Это такое? — подумал Николай, услыхав ее
Голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней
Сделалось? Как она поет нынче?. И вдруг мир
Для него сосредоточился в ожидании
Следующей ноты, следующей фразы».
Одаренность
Наташи проявляется и в глубоком ощущении
Красоты природы, которое заставляло ее
Забывать обо всем. Наташа — воплощение
Лучезарной жизни — представляет полный
Контраст с мертвящей скукой светской
Гостиной. Появляясь же и в солнечный день в
Лесу, и на фоне залитого лунным светом парка,
И среди осенних полей,
Она всем своим существом гармонирует с
Неиссякаемой жизнью природы: «Князь Андрей
Встал и подошел к окну, чтобы отворить его.
Как только он открыл ставни, лунный свет,
Как будто он настороже у окна давно ждал
Этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая
И неподвижно-светлая. Перед самым окном был
Ряд подстриженных дерев, черных с одной и
Серебристо-освещенных с другой стороны. Под
Деревьями была какая-то сочная, мокрая,
Кудрявая растительность с серебристыми кое-где
Листьями и стеблями. почти полная
Луна на
Светлом, почти беззвездном весеннем небе».
Наверху «два женских голоса запели какую-то
Музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
— Ах, какая
Прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
— Ты спи, а
Я не могу, — отвечал первый голос,
Приблизившийся к окну.
— Соня!
Соня! — послышался опять первый голос. — Ну,
Как можно спать! Да ты посмотри, что за
Прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же,
Соня, — сказала она почти со слезами в
Голосе. — Ведь этакой прелестной ночи
Никогда, никогда не бывало».
Красота
Души Наташи сказывается и в ее чуткости, в
Ее необычайно тонкой и глубокой интуиции.
Благодаря этому своему свойству Наташа
Догадывалась о том, что не было досказано
Словами; несмотря на отсутствие жизненного
Опыта, она правильно понимала людей. В этом
Отношении очень показательны ее ранние
Симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному,
Толстому; сравнение Бориса Друбецкого с
Узкими длинными часами; ее антипатия к
Долохову, который так понравился всем
Ростовым. О глубине интуиции Наташи
Свидетельствуют и ее слова о том, что
Николай никогда не женится на Соне.
После
Смерти князя Андрея Наташа, тяжело
Пережившая его гибель, «испытала особенное
Чувство отчуждения от лиц своей семьи». Но
Вот получено известие о смерти Пети.
Отчаяние доводит мать почти до безумия.
Наташа видит рыдающего отца и «что-то
Страшно больно ударило ее в сердце. Она
Подбежала к отцу,
Но он, бессильно махая рукой, указывал на
Дверь матери. Она быстрыми шагами вошла в
Дверь. и подбежала к матери.» Только
Человек с большим и красивым сердцем
Способен забыть о собственном горе ради
Спасения самого родного и близкого
Существа: «Она не спала и не отходила от
Матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая,
Не как объяснение, не как утешение, а как
Призыв к жизни, всякую секунду как будто со
Всех сторон обнимала графиню».
А вот еще
Один эпизод романа, доказывающий красоту и
Широту души Наташи. Во время отъезда из
Москвы Наташа, проявившая разумный
Практицизм, сообразительность и ловкость
При укладке вещей, узнает об отказе
Родителей дать раненым места на подводах. «Наташа
С изуродованным злобой лицом, как буря,
Ворвалась в комнату и быстрыми шагами
Подошла к матери:
— Это
Гадость! Это мерзость! — закричала она. —
Это не может быть, чтобы вы приказали».
Посмотрите:
Лицо изуродовано злобой, на мать кричит, а
Поступок светлый и красивый: «Люди
Собрались около Наташи и до тех пор не могли
Поверить тому странному приказанию,
Которое она передавала, пока сам граф
Именем своей жены не подтвердил приказания
О том, чтобы отдавать все подводы
Под
Раненых, а сундуки сносить в кладовые».
На мой
Взгляд, красота Наташи расцвела в
Замужестве и материнстве. Помните, как вся
Одухотворенная радостью, Наташа бежит
Навстречу приехавшему после долгого
Отсутствия Пьеру? «Она только до крайности
Доводит свою любовь к мужу и детям, —
Говорила графиня, — так что даже глупо».
О Наташе
Ростовой можно писать бесконечно. Она
Воплощение толстовского понимания красоты,
И моего тоже. В своей, пока еще совсем
Короткой жизни, я стараюсь хоть как-то быть
Похожей на Наташу, похожей прежде всего
Внутренне. А закончить я хочу последней
Цитатой, уже не из «Войны и мира», а из
Незаконченного Толстым романа «Декабристы».
1856 год. В числе других амнистированных
Декабристов в Москву возвращаются Пьер,
Наташа, их дети. «Всякий, взглянув на эту
Женщину. должен был понять, что она уже
Давно когда-то положила всю себя в жизнь.
Осталось достойно уважения что-то
Прекрасное и грустное, как воспоминание,
Как лунный свет», — вот, по-моему, что есть
Красота в «Войне и мире