ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?

Откроем
Второй том академического “Словаря
Русского языка”: “Красота – свойство по
Значению прилагательного красивый”, “Красивый
– приятный на вид, отличающийся
Правильностью очертаний, гармонией красок,
Тонов, линий, отличающийся полнотой и
Глубиной внутреннего содержания,
Рассчитанный на эффект, на внешнее
Впечатление”.
Любое из
Этих определений может найти свое
Подтверждение на страницах романа Л. Н.
Толстого “Война и мир”, ибо здесь
Присутствуют и красота души,

и броская
Внешняя красота тела, и прекрасная русская
Природа, и красота человеческих отношений,
И величие ратного труда.
Попробую
Доказать, что красота проявляется в образе
Самой любимой героини Л. Н. Толстого –
Наташи Ростовой. Внешне она – далеко не
Красавица, в романе есть женщины, буквально
Блещущие красотой Элен Курагина, например,
Но ее физическая красота ничего, кроме
Физического удовлетворения, дать не может.
Во
Внешности Наташи нет ничего броского: “Черноглазая,
С большим ртом, некрасивая, но живая девочка,
С своими детскими открытыми плечиками,
Выскочившими
из корсажа от быстрого бега, с
Своими сбившимися назад черными кудрями,
Тоненькими оголенными руками и маленькими
Ножками”, – такова тринадцатилетняя
Девочка Наташа в момент нашей первой
Встречи с ней на страницах романа. Через два
Года мы увидим Наташу в Отрадном: “Впереди
Других, ближе, подбегала к коляске
Черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая
Черноглазая девушка в желтом ситцевом
Платье, повязанная белым
Носовым
Платком, из-под которого выбивались пряди
Расчесавшихся волос”.
Не совсем
Броская внешне, Наташа одарена красотой и
Богатством голоса, отражающим богатство ее
Внутреннего мира: “Не обработан, но
Прекрасный голос, надо обработать”, –
Говорили все. Но говорили это уже после того,
Как замолкал ее голос. “В то же время, когда
Звучал этот необработанный голос. даже
Знатоки судьи ничего не говорили и только
Наслаждались этим необработанным голосом и
Только желали еще раз услыхать его”. “Что ж
Это такое? – подумал Николай, услыхав ее
Голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней
Сделалось? Как она поет нынче?. И вдруг мир
Для него сосредоточился в ожидании
Следующей ноты, следующей фразы”.
Одаренность
Наташи проявляется и в глубоком ощущении
Красоты природы, которое заставляло ее
Забывать обо всем. Наташа – воплощение
Лучезарной жизни – представляет полный
Контраст с мертвящей скукой светской
Гостиной. Появляясь же и в солнечный день в
Лесу, и на фоне залитого лунным светом парка,
И среди осенних полей,
Она всем своим существом гармонирует с
Неиссякаемой жизнью природы: “Князь Андрей
Встал и подошел к окну, чтобы отворить его.
Как только он открыл ставни, лунный свет,
Как будто он настороже у окна давно ждал
Этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая
И неподвижно-светлая. Перед самым окном был
Ряд подстриженных дерев, черных с одной и
Серебристо-освещенных с другой стороны. Под
Деревьями была какая-то сочная, мокрая,
Кудрявая растительность с серебристыми кое-где
Листьями и стеблями. почти полная
Луна на
Светлом, почти беззвездном весеннем небе”.
Наверху “два женских голоса запели какую-то
Музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
– Ах, какая
Прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
– Ты спи, а
Я не могу, – отвечал первый голос,
Приблизившийся к окну.
– Соня!
Соня! – послышался опять первый голос. – Ну,
Как можно спать! Да ты посмотри, что за
Прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же,
Соня, – сказала она почти со слезами в
Голосе. – Ведь этакой прелестной ночи
Никогда, никогда не бывало”.
Красота
Души Наташи сказывается и в ее чуткости, в
Ее необычайно тонкой и глубокой интуиции.
Благодаря этому своему свойству Наташа
Догадывалась о том, что не было досказано
Словами; несмотря на отсутствие жизненного
Опыта, она правильно понимала людей. В этом
Отношении очень показательны ее ранние
Симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному,
Толстому; сравнение Бориса Друбецкого с
Узкими длинными часами; ее антипатия к
Долохову, который так понравился всем
Ростовым. О глубине интуиции Наташи
Свидетельствуют и ее слова о том, что
Николай никогда не женится на Соне.
После
Смерти князя Андрея Наташа, тяжело
Пережившая его гибель, “испытала особенное
Чувство отчуждения от лиц своей семьи”. Но
Вот получено известие о смерти Пети.
Отчаяние доводит мать почти до безумия.
Наташа видит рыдающего отца и “что-то
Страшно больно ударило ее в сердце. Она
Подбежала к отцу,
Но он, бессильно махая рукой, указывал на
Дверь матери. Она быстрыми шагами вошла в
Дверь. и подбежала к матери.” Только
Человек с большим и красивым сердцем
Способен забыть о собственном горе ради
Спасения самого родного и близкого
Существа: “Она не спала и не отходила от
Матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая,
Не как объяснение, не как утешение, а как
Призыв к жизни, всякую секунду как будто со
Всех сторон обнимала графиню”.
А вот еще
Один эпизод романа, доказывающий красоту и
Широту души Наташи. Во время отъезда из
Москвы Наташа, проявившая разумный
Практицизм, сообразительность и ловкость
При укладке вещей, узнает об отказе
Родителей дать раненым места на подводах. “Наташа
С изуродованным злобой лицом, как буря,
Ворвалась в комнату и быстрыми шагами
Подошла к матери:
– Это
Гадость! Это мерзость! – закричала она. –
Это не может быть, чтобы вы приказали”.
Посмотрите:
Лицо изуродовано злобой, на мать кричит, а
Поступок светлый и красивый: “Люди
Собрались около Наташи и до тех пор не могли
Поверить тому странному приказанию,
Которое она передавала, пока сам граф
Именем своей жены не подтвердил приказания
О том, чтобы отдавать все подводы
Под
Раненых, а сундуки сносить в кладовые”.
На мой
Взгляд, красота Наташи расцвела в
Замужестве и материнстве. Помните, как вся
Одухотворенная радостью, Наташа бежит
Навстречу приехавшему после долгого
Отсутствия Пьеру? “Она только до крайности
Доводит свою любовь к мужу и детям, –
Говорила графиня, – так что даже глупо”.
О Наташе
Ростовой можно писать бесконечно. Она
Воплощение толстовского понимания красоты,
И моего тоже. В своей, пока еще совсем
Короткой жизни, я стараюсь хоть как-то быть
Похожей на Наташу, похожей прежде всего
Внутренне. А закончить я хочу последней
Цитатой, уже не из “Войны и мира”, а из
Незаконченного Толстым романа “Декабристы”.
1856 год. В числе других амнистированных
Декабристов в Москву возвращаются Пьер,
Наташа, их дети. “Всякий, взглянув на эту
Женщину. должен был понять, что она уже
Давно когда-то положила всю себя в жизнь.
Осталось достойно уважения что-то
Прекрасное и грустное, как воспоминание,
Как лунный свет”, – вот, по-моему, что есть
Красота в “Войне и мире


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


У кого булгаков сюжет повести собачье сердце.
Сейчас вы читаете: ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?