Пьер Безухов и князь Андрей Болконский два воплощения одного авторского идеала (по роману Л Толстого «Война и мир»)
В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир» по значительности проблем, в нем поднимаемых, по художественной выразительности повествования, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из героев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жизненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болконского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых
Толстой показывает читателю одни и те же явления глазами своих таких разных героев. Оба они испытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобедимым «наследником» французской революции, принесшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными обстоятельствами, развенчали своего кумира. Болконский осознал ничтожность как собственных честолюбивых помыслов, так и деяний французского императора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: «Как тихо, спокойно и торжественно. все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», «.в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим. небом. «. Князь Андрей понял, что слава не должна являться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватнической несправедливой войне 1812 года. Общение с простым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, сострадании, служении людям: «.я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу. для других, только теперь я понял счастие жизни». Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом государственном деятеле, являвшемся для Толстого воплощением «мирового зла».
Неслучайно проводит писатель своих героев и через испытание любовью к Наташе Ростовой — символу внутренней красоты, чистоты и непосредственности. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к это