В романе «Петр Первый» А. Толстой не только вос­создает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.
Одним из таких характеров в романе является ца­ревна Софья. Впервые читатель знакомится с Софьей у постели умирающего царя Федора Алексеевича: «Не плавно, лебедем, как подобало бы девице,- она вошла стре­мительно». Жесткий, волевой, властный характер рисует автор. Красноречиво о нем говорит портрет Со­фьи. «Царевна была широка в кости, коренастая, крепкая, с большой головой. У нее хмурое лицо, зеле­ные мужичьи глаза, сильные мускулы с боков рта. Ко­гда Софья вошла в комнату, где родственники и при­ближенные ожидали уже неминуемой смерти царя, все насторожились, потому что многого можно было ожидать от решительной Софьи в такой момент.
Единственное, что заставляет думать о Софье как о женщине — это ее любовь к Василию Голицыну, кото­рую та вынуждена была скрывать, хотя ни для кого уже она не была секретом. «Нехорошо было,- без за­кона, не венчанной, не крученной,- отдавать воз­любленному свое уже немолодое тело»,- отмечает ав­тор. Любовь Софьи горячая, страстная, всеобъемлю­щая, «неспокойная, не в меру лет; хорошо так любить семнадцатилетней девчонке». У этой любви нет выхо­да. От ребенка Софья вынуждена была избавиться, и снова пришлось ей тайно встречаться с Голицыным. В разговоре с ним она ведет себя уверенно, властно, за собой оставляет последнее слово. Голицын во всем ей подчиняется, понимая, что спорить с такой женщи­ной бесполезно, а когда влияние Софьи в царском дво­ре ослабевает, признается сам себе, что «с...

бабой при­слал себе власть». «Теперь он не скрывался от себя,- сообщает автор,- из запретных тайников вставало тяжелое, нелюбимое лицо неприкрашенной женщи­ны, жадной любовницы,- властная, грубая, страш­ная. Лицо его славы!»
Царевна жаждет власти и добывать ее она готова любыми способами. Целеустремленная Софья полна решимости. «Пусть кричат меня на царство,- зло заявляет она,- щенка ее спихнуть не побоятся». Ца­ревна готова возглавить самые масштабные переворо­ты. Властолюбие и жажда славы ослепляют ее, когда она отправляет ослабленное и неподготовленное вой­ско в Крымский поход. Заканчивается он не славой, а позором
Софья яростно борется за власть. Показателен в этом отношении эпизод в Успенском соборе. Ее руки берут поднесенный митрополитом образ «плотно, хищно», и, когда Петр делает попытку отнять его у нее, она даже не оборачивается, не тревожится. Так демонстрирует царевна молодому Петру, что она хо­зяйка положения.
Софья — организатор хитрых и подлых интриг, она страшна в своем желании добиться трона. Злая, едет Софья усмирять молодого Петра в Троицкую Лавру и неожиданно для себя получает жесткий от­пор. Стыд, гнев, злоба сотрясают Софью. Она начина­ет понимать, что подрастает настоящий противник, что погибель ее недалека, что война почти проиграна. Однако не так-то легко успокоить царевну. Не раз пы­тается она организовать заговор против Петра, не ус­покаивается и после заточения в Новодевичий монастырь.
Справедливо сказал о Софье литературовед М. Пар­ный: «Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерз­кая. Она является инициатором заговоров и интриг. Борьба Софьи с Петром дана в романе как непосредст­венное выражение борьбы старой Руси с подымаю­щейся новой».



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Образ Софьи в романе А. Толстого «Петр Первый»