Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.
В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственный идеалы при таких обстоятельствах — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного

духа.
Чисто народные характеры показаны писателем в рассказах «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только «простого человека», а и представитеоей других слоев общества. Но именно в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни — и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характера. Своим
существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» — это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое достоинство. При этом лагерь Солженицына — это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия.
Условие выживания — сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести — рассказ о сопротивлении живого человека неживому, человека — лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов не один; с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжник Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин.
Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой. Поэтому большинство заключенных относится к работе так: «для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху». В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколение его предков, работать спустя рукава. В его работе — противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и скоро, он сопротивляется несвободе лагеря. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули». Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу после съема: «Без тебя же тюрьма плакать будет!»
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта — отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. «Не подставляться» лагерю нигде — в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. «Миг — наш! Пока начальство разберется.» — принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на «шмоне» «кусок ножевочного полотна» — это его заработок, хлеб.
Иван Денисович просто, открыт, естествен, совестлив, привык «все брать на себя». Он «никому не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился». Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя. Он «понимает жизнь и на чужое добро бруюхо не распяливает». Это внутренняя сущность русского крестьянина — человека глубинной народной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов.
При этом «времени-то не бывает подумать: Как сел? Да как выйдешь?» Все заключенные вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять только здоровый народный инстинкт самосохранения, врожденное нравственное чувство.
У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.
В поисках народного характера Солженицын заглядывает в «самую нутряную Россию» и находить характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности. Шухов забывается в работе, отдавая ей всего себя.
Именно эта работа спасает его от антигуманного мира. Она несет «просветление», возвращает «доброе расположение духа».
По Солженицыну, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим.
Заслуга А. И. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героических нот схематический образ простого человека. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит «посреди неба» изба праведницы Матрены. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы