Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы
Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: «Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота», — писал А. Н. Толстой. О «таинственном» и «загадочном» русском характере слагались легенды.
В центре рассказов,
В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в «самую нутряную Россию» и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрену Васильевну Григорьеву. Рассказ «Матренин двор» полностью автобиографичен и достоверен.
Имя героини Солженицина вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин — Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матреной, сани понес с испугу; во время пожара героиня спасает фикусы). Нет в ее внешности ничего от «величавой славянки», не назовешь ее «красавицей, миру на диво». Она скромна и неприметна.
На долю старухи Матрены выпало «много обид, много несправедливостей». Но она не обижается на мир. Говорит с «лучезарной улыбкой», доброжелательно, «с теплым мурчанием». Это образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены писатель усматривает долю праведности. Она идет из глубины души Матрена. «Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто — праведники:» — пишет Солженицин об этом образе. Матрена «в ладах с совестью своей».
Быт Матрены поражает своей неустроенностью. Все ее богатство — фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да еще пальто перешитое из железнодорожной шинели. Все это свидетельствует и о бедности Матрены, проработавшей всю жизнь, и о ее самоограничении. Кажется сама природа живет в доме Матрены. Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в ее владения, например к освоению космоса: «:чего-нибудь изменят, зиму или лето».
«У нее было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось». Даже в моменты физической слабости «дела звали» Матрену «к жизни». Так и жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанку на себе».
По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она «не могла отказать» и даже «покидала свой черед дел». При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрена «не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами». Все это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.
Заслуга А. И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Матрен. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит «: посреди неба» изба праведницы Матрены.