Сочинение Философская тематика стихотворения С. А. Есенина «Не жалею не зову не плачу»

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе Сергей Александрович Есенин. И действитель­но — главное, что можно сказать о стихах поэта: они русские по своему духу. По точным словам Алексея Максимовича Горького, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выраже­ния неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслу­жено человеком».

/> Всеобщее признание творчества Есенина выразилось, в ча­стности, в том, что многие его стихотворения стали народны­ми песнями; в их числе и то, которое начинается словами: «Не жалею, не зову, не плачу.»
Это стихотворение-песня содержит лирические раздумья поэта о конечности человеческой жизни. В первой строфе ав­тор говорит о том, что молодость его прошла, но эта мысль не вызывает у него горечи, а лишь смирение перед неотвратимо­стью законов бытия:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
В последующих строфах ряд образов
продолжают развитие начальной мысли. С уходом молодости исчезают «буйство глаз и половодье чувств», остывают эмоции, замедляется ритм сер­дца, «тронутого холодком». Постепенно покидает лирическо­го героя и «дух бродяжий» — его не тянет больше «шляться босиком» по стране «березового ситца».
И вдруг элегический тон стихотворения словно взрывает­ся неожиданным вопросом поэта:
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
И вместо ответа следует ставшее знаменитым романтичес­кое сравнение, показывающее нам лирического героя подро­стком, а может быть, юношей:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Философский вывод из всего стихотворения содержится в заключительной строфе:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Да, жизнь изначально трагична, потому что конечна. И не в силах человека изменить законы природы. Но сознание не­избежности конца не вызывает у лирического героя страха, отчаяния или равнодушия. Он благословляет все живое. В этом четверостишии нетрудно заметить перекличку с пуш­кинским отношением к бренности всего живого, высказан­ным в позднем стихотворении «Вновь я посетил.»:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть.
Так же, как Пушкин, Есенин верит в то, что после оконча­ния его пребывания на земле жизнь будет продолжаться и рас­цветать.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)