Таганрог — город Чехова
Небольшой городок на берегу Азовского моря, основанный Петром I в 1698 году, в отличие от его младшего брата Санкт-Петербурга городом Петра никто не называет. Славу и уважение Таганрогу принесла отнюдь не венценосная особа, а скромный гражданин, внук крепостного крестьянина и сын купца III гильдии Антон Павлович Чехов. Перефразируя известное выражение, можно с полной уверенностью сказать, что здесь «каждый камень Чехова знает». Он гулял по этим улочкам, он удил рыбу в этом заливе, он тысячу раз сбегал по ступеням знаменитой депальдовской лестницы,
Здесь он окончил гимназию, здесь с места на место переезжали его родители, в конце концов, именно здесь он почерпнул неиссякаемое количество сюжетов для своих рассказов, персонажи которых также были обитателями Таганрога. Все, что в той или иной степени имеет отношение к культуре, будь то театр, библиотека или гимназия, в этом городе обязательно носит имя своего почетного жителя. И, несмотря на то что Таганрог стал просто колыбелью великих людей России, все они вряд ли станут ревновать к своему гениальному земляку.
А великая актриса
Домик Чехова
39-42-76 )
В глубине уютного дворика — аккуратненький белоснежный флигель с зеленой крышей и ставнями. Внутри три комнатки: гостиная, родительская спальня, детская и кухня. Обстановка скромная, но очень домашняя — здесь есть все, что необходимо чете с маленькими детьми. Семья Чеховых арендовала этот домик на Полицейской улице у таганрогского купца Д. Д. Гнутова и прожила в нем около двух лет — с осени 1859 по март 1861 года.
Здесь 17 января 1860 года суждено было появиться на свет их третьему ребенку, всемирно известному писателю… Вскоре было решено переехать на новую квартиру. А на старом месте год за годом сменялись жильцы, и лишь в 1915 году город выкупил домик у тогдашних его владельцев.
Первая экспозиция появилась в 1926 году. В 1933 году здесь официально открыли музей. Изначально в нем было представлено все, что связано с детскими и юношескими годами Чехова.
Постепенно, в том числе в связи с открытием новых музеев Чехова в городе, экспозиция менялась. Сейчас она представляет собой воссоздание быта семьи Чеховых во время их проживания в этом домике.
Лавка Чеховых
В отличие от скромного флигеля этот большой двухэтажный Дом, принадлежавший купцу И. Моисееву и расположенный на углу бывшей Монастырской улицы и Ярмарочного переулка, неприметным не назовешь, хотя построен он по типовому проекту, характерному для середины XIX века. Чеховы прожили в нем с 1869 по 1874 год. Музей здесь открыт в 1977 году.
Над дверями красуется надпись: «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а под ней в былые времена была еще одна: «Распивочно и на вынос». Вход расположен с угла. Открыв тяжелую дверь — в чеховские времена она всегда была распахнута настежь, — сразу попадаешь в бакалейную лавку.
Когда-то здесь же была и распивочная, представлявшая собой нечто вроде клуба для завсегдатаев. На втором этаже жила большая семья Чеховых. Обстановка этого дома куда богаче, чем в маленьком флигеле на Полицейской.
В просторной гостиной собирались родственники и знакомые, устраивались домашние спектакли, участником которых был юный Антон Чехов.
Литературный музей Гимназия Чехова
Особую гордость у жителей Таганрога вызывает литературный музей . По признанию специалистов, по занимаемой площади и богатству фондов он может сравниться с петербургским Пушкинским Домом. До 1975 года в этом здании располагалась средняя общеобразовательная школа № 2 им. Чехова. Литературный музей настолько многогранен, что заинтересует как специалистов, так и школьников.
Войдя в здание через парадный вход, в былые времена закрытый для воспитанников, попадаешь в просторный холл, в котором сразу обращаешь внимание на окошко в стене. Сквозь него можно разглядеть стол и стул. Это карцер для нерадивых гимназистов, прогуливавших уроки, не выполнявших домашние задания, грубивших старшим и одевавшихся не по форме.
Запереть туда могли на время от трех до восьми часов, а потом непременно сообщали о проступке родителям.
Из холла на второй этаж ведет парадная лестница, поднявшись по которой оказываешься рядом с актовым залом. В нем гимназисты сдавали экзамены, в холодные времена года занимались гимнастикой, собирались на утреннюю молитву. Здесь же проходили музыкальные и литературные вечера.
На втором этаже расположены классы. В 1870-е годы знакомой нам кабинетной системы не существовало, поэтому ученики все время находились в одном помещении, куда приходили разные учителя. Поэтому в классе можно увидеть и географические карты, и физические приборы, и учебники по древним языкам…
Познакомившись с гимназической жизнью Чехова, можно перейти в следующие залы, где подробно рассказывается о той среде, в которой формировался будущий писатель. Здесь представлены документы, фотографии, вещи — в общем, все, что составляет основу любого музея. Но почему-то именно здесь остро ощущаешь любовь к предмету исследования и фанатическую преданность создателей своему делу.
Вся экспозиция представляет собой единое смысловое целое, несмотря на то что каждый ее зал тематически посвящен какому-то одному аспекту, будь то «Таганрог — город А. П. Чехова» или «А. П. Чехов в отечественной и мировой культуре».
Покинув музеи, можно совершить пешую прогулку по городу. Неподалеку от «Домика Чехова» стоит памятник писателю, выполненный скульптором И. М. Рукавишниковым и архитектором Г. А. Захаровым. Сейчас кажется само собой разумеющимся, что в городе Чехова обязательно должен быть соответствующий памятник.
Тем не менее установлен он был лишь в 1960 году, хотя прошение о его открытии было подано еще в 1904 году, а закладка состоялась в 1935 году.
В Таганроге есть немало адресов, так или иначе связанных с именем А. П. Чехова. Даже впервые оказавшись в городе, вы легко их отыщете благодаря мемориальным табличкам.
Это дом П. Е. Чехова, построенный на участке, доставшемся ему от отца, дом и лавка брата П. Е. Чехова — Митрофана, здание греческой школы, в которой учились братья Чеховы , дом Ф. П. Покровского, любимого учителя Антона Павловича и автора популярного прозвища «Антоша Чехонте». Есть в Таганроге и дома, связанные с прототипами чеховских рассказов, например, дом инспектора гимназии А. Ф. Дьяконова, послужившего прототипом «человека в футляре», и дом П. М. Шедеви, главного санитарного врача города, возможного прототипа Ионыча.
Биография любого человека начинается с того уголка, в котором он родился, где провел свое детство. Место рождения — это не просто отметка в документе, удостоверяющем личность… Гуляя по тихим улочкам Таганрога, вдруг на одном из домов встречаешь намеком выглядывающее из-за деревьев мозаичное панно с портретом Чехова и словами дяди Вани: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Жители Таганрога уверяют, что именно тихое Азовское море могло взрастить талант Чехова, а стороннему наблюдателю показалось, что личность такого человека, как Чехов, незримо влияет на особую интеллигентность жителей этого города…