«Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в «Башне» Вячеслава Иванова.
В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина в Коктебеле в 1915 г. Только в 1916 г. Мандельштам и Цветаева познакомились в Петербурге.
Потом Мандельштам несколько раз приезжал в Москву, чтобы
Заманчиво увидеть в этом стихотворении портрет Цветаевой и пророческий путь ее поэзии, но стихи написаны до знакомства поэтов.
Литературное направление и жанр
В 1909 г. еще не оглашена программа акмеистов , но стихотворение уже созвучно акмеистическим идеям, хотя и написано под влиянием вечеров в «Башне» символиста Вячеслава Иванова. Образы стихотворения конкретны и вещественны, слова тщательно подобраны и точны. Стихотворение
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — восхищение внешностью и внутренним миром возлюбленной. Основная мысль состоит в исключительности избранной женщины. В подтексте — юношеская уверенность лирического героя в собственной исключительности и, отсюда, умение увидеть индивидуальность, избранность, неизбежное одиночество другого человека, женщины.
Стихотворение состоит из восьмистишья и девятистишья. В первой строфе отдельные детали внешности возлюбленной, ее отдаленность «от мира целого» находят причину — «от неизбежного». Вторая строфа начинается той же фразой, которой заканчивается первая.
В ней переосмысливаются детали внешности возлюбленной, которые наполнены ее душой.
Тропы и образы
Основной троп в стихотворении — эпитеты, описывающие лицо, руки, пальцы, голос, глаза возлюбленной. Мандельштам использует тавтологию как художественный прием, повторяя одинаковые корни в словосочетаниях прилагательного и существительного: нежнее нежного, белее белого. Таким образом, превосходная степень качества получается даже ярче, чем при использовании превосходной степени прилагательного: не просто самый нежный, а более нежный, чем самый нежный.
Повторение местоимения твой все время возвращает читателя к личности возлюбленной. Причастные конструкции с приставкой не повторяются трижды. Слово нежный, дважды повторяющееся в первой строчке и как бы задающее тон всему стихотворению, тоже начинается с не, хотя это в слове часть корня.
Так создается общее отрицание, выделение возлюбленной из ряда других личностей.
В центре стихотворения — дважды повторенное «от неизбежного». Субстантиват оставляет загадку, не указывая на предмет неизбежного. Во второй строфе Мандельштам использует метафорические эпитеты, от чего образы приобретают глубину и многозначность: пальцы рук неостывающих, неунывающие речи.
Метафора даль очей снова возвращает к эмоциональной отчужденности героини, заявленной в первой строфе.
Размер и рифмовка
Стихотворение «Нежнее нежного» необычно с точки зрения формы. Если строфы превратить в четверостишья, получится пятистопный ямб с пиррихиями и внутренними рифмами, который в последней строчке становится четырехстопным. Рифмоваться тогда будут только две средние строчки в каждой строфе, причем одна рифма окажется мужской, а вторая — дактилической.
Остальные строчки будут нерифмованными. Получится полуверлибр.
Но Мандельштам разделил каждую строку на две части. Таким образом, стихотворение стало разностопным, причем двух — и трехсложные строчки чередуются неупорядоченно. Четыре трехсложные строчки из 16 состоят из одного самостоятельного слова, то есть имеют одно ударение.
Такой скачущий ритм стихотворения как нельзя лучше передает сбивающееся дыхание признающегося в любви юноши, а это трудно сделать гладко. В конце лирический герой вообще умолкает, задыхается, укорачивая строчки.
Еще сложнее система рифмовки стихотворения. Каждая строчка рифмуется, но неупорядоченно. В первой строфе центральные 4 строчки рифмуются перекрестной рифмовкой, а крайние — кольцевой. То есть рифмовка симметрична относительно центра строфы.
Во второй строфе симметрия исчезает, схема рифмовки: А’бвГ’вГ’дбд. Остается перекрестной рифмовка центральной части строфы. Зато первая строчка второй строфы вообще рифмуется с первой и последней первой строфы.
Отсутствие упорядоченности и симметрии, многократное повторение слов, звуков и рифм — особенность сложной формальной организации стихотворения, соответствующей непростому выражению чувств влюбленного.