Сложные бессоюзные предложения 11 класс
Тема урока: Сложные бессоюзные предложения
Класс: 11
Цель урока: Повторение и систематизация знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, формирование языковой и лингвистической культуры учащихся.
Задачи урока:
— продолжить формирование умения определять сложные бессоюзные предложения;
— продолжить формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
— развивать умения грамотно использовать в речи бессоюзные сложные предложения;
— воспитывать любовь к окружающему
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные бессоюзные предложения».
Вид урока: комбинир.
Формы организации ученической деятельности: Анализ, наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской, тестирование.
Оборудование: Интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока:
Актуализация теоретических знаний. Повторение пройденных тем.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам приехали гости. Поприветствуем их.
Давайте познакомимся с эпиграфом урока. / 1
Относитесь к русскому языку бережно и
Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Вдумайтесь в значение этих слов и скажите, что нам хотел сказать автор?
Определите типы предложений, данных в эпиграфе урока, найдите грамматическую основу.
Лексическая тема: Жер-ананы сақтайық!/2
Давайте беречь природу!
Грамматическая тема нашего урока: повторение и систематизация знания о бессоюзных сложных предложениях.
Откроем тетради, запишем число, тему урока.
. /3
Правило работы в классе на уроке русского языка:
Мы должны работать Быстро, ловко, умело, внимательно, четко, старательно.
У каждого из вас оценочный лист. /4. На нем вы должны в конце урока поставить оценки, которые, по вашему мнению, вы заработали, записать что на уроке было главным, что на уроке было интересно.
Оценочный лист
Что на уроке было интересно? | Я работал | ||
На «5» | На «4» | На «3» | На «2» |
Приступим к работе.
Работа с текстом. Чтение отрывка из стихотворения А. Фета. Музыка
Уснуло озеро; безмолвен черный лес; / 5,6
Русалка белая небрежно выплывает; /7
Как лебедь молодой луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
Уснули рыбаки у сонных огоньков; / 8
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой; / 9
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать во влаге гладкой.
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я; / 10
Но звуки тишины ночной не прерывают, —
Пускай живая трель ярка у соловья, / 11
Как травы на воде русалки колыхают…
А) Найти в первой строфе сложные бессоюзные предложения. Объясните смысловые отношения между их частями. / 12
Б) . Выделить грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях.
В)
Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас, читая стихотворение А. Фета? / 13
Почему автор пишет последние строки таким образом:
Пускай живая трель ярка у соловья,
Как травы на воде русалки колыхают…
.
Вернемся еще раз к нашему эпиграфу урока. Прочитайте его про себя. / 14. Автор этих строк просит нас любить язык.
А можно ли полюбить Сложные бессоюзные предложения? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. / 15
Знакомство с этапами урока. .
Мы сегодня должны повторить, обобщить, систематизировать знания о сложных бессоюзных предложениях. Остановимся отдельно на каждом из типов бессоюзных сложных предложений.
Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.
Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления.
Сложные бессоюзные предложения с отношениями причины и следствия.
Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия.
Сложные предложения с отношениями пояснения и дополнения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Бессоюзные предложения в английском и казахском языках.
Бессоюзные предложения в творчестве.
1. Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности / 18
Первое задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 19
1. В полдень солнце играет в зените,
Степь в причудливых ярких цветах,
Табуны лошадей в легкой дымке
На отстое меж сопок стоят.
2. Под снегом журчит вода, на полях появились проталины.
А теперь, проверьте себя!
. / 20
Домашним заданием было провести мониторинг, опрос знаний учащихся школы о БСП в старших классах. / 21
Мониторинг анкетирования .
2. Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления / 22
Второе задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 23
1. Зима кончается — весна начинается.
2. Не мудрено голову срубить — мудрено приставить.
. / 24
9. Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия / 25
Третье задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 26
1. Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало.
2. Бросился к лестнице — густые облака дыма поднялись мне навстречу.
. / 27
10. Сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения / 28
Четвертое задание: Найдите сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения. / 29
1. Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека.
. / 30
11. Увечья от БСП. Ученик рассказывает об ошибках, допускаемых людьми, при использовании БСП. / 31
Задание: найти ошибки. / 32
1. Льется в комнаты солнечный воздух — шумят воробьи на сирени.
2. Не спеши языком: торопись делом.
3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
4. Тихо пахать не годится, вместо хлеба трава родится.
Проверь себя! / 33
1. Льется в комнаты солнечный воздух, шумят воробьи на сирени.
2. Не спеши языком — торопись делом.
3. Любишь кататься — люби и саночки возить.
4. Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится.
Опрос знаний учащихся старших классов о расстановке знаков препинаний в бессоюзных сложных предложениях. . / 34
12. Заполнить таблицу. Какие знаки препинания мы ставим при определенных группах БСП. Привести примеры. / 35
Смысловые отношения | Знаки препинания | ||
БСП с отношениями одновременности и последовательности | 1. Одновременность 2. Последовательность | , ; | Весна пришла, растаял снег. |
БСП с отношениями сопоставления | — Реже, | Не спеши языком — торопись делом. | |
БСП с отношениями причины и следствия | 1. Причина 2. Следствие | 1. : 2. — | 1. Я доверяю любящим: они великодушны. 2. Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. |
БСП с отношениями времени и условия | 1. Время 2. Условие | — | Бросился к лестнице — густые облака дыма поднимались мне навстречу. |
БСП с отношениями пояснения и дополнения | 1. Пояснение 2. Дополнение | : | Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. |
13. Заполнить таблицу. Как проверить знаки препинания.
/ 36
Значения, выражаемые интонацией | Как проверить | |
Запятая, Точка с запятой | А) значение одновременности; Б) значение последовательности. | Союзом И |
А) значение противопоставления; Б) первое предложение выражает значение времени и условия; В) второе предложение выражает значение следствия. | Союзами А, но; Союзами Когда и если; Союзом Так что | |
А) второе предложение называет причину; Б) второе предложение поясняет первое; В) второе предложение дополняет первое. | Союзом Потому что ; Союзами То есть, а именно ; Союзом Что |
14. БСП в казахском и английском языках. / 37
Скажите мне, есть ли бессоюзные сложные предложения в казахском и английском языках?
15. Творческая работа. .
Из данного материала сделать дерево. Учитывается высота, стойкость, представление башни при помощи предложений из БСП. .
Оценивают друг друга.
16. Тестирование. .
Взаимопроверка. Учащиеся проверяют работу соседа по парте.
15. А теперь, пожелания при подготовке к ЕНТ и, вообще на сегодня, Рафаэля Альвареса.
18. Подведение итогов. Рефлексия. / 38
Вернемся к нашему вопросу, можно ли полюбить сложные бессоюзные предложения? Полюбить русский язык? Для чего?
Вы, наверное, поняли сегодня все слайды, стихотворения, примеры были под общей темой «Природа». К какому выводу мы можем прийти? Каким образом мы должны сохранить ее, чтобы у нас был воздух, была вода, а главное наша общая земля?
Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас при чтении стихотворения А. Фета. / 40
Почему А. Ф. пишет последние строки таким образом:
Пускай живая трель ярка у соловья,
Как травы на воде русалки колыхают…
19. Домашнее задание: выписать из любой художественной литературы описание природы. Условие: наличие БСП. / 41
Вы хорошо поработали. А теперь, скажите нам, какие вы себе оценки поставили? Почему?
Спасибо за работу. До свидания!
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
ГУ «Айыртауская средняя школа»
Бессоюзные сложные предложения
11 клас
Подготовила: Дюсембаева Самал Наукановна
Учитель русского языка и литературы в школе с
Казахским языком обучения
2015 год