Сложные бессоюзные предложения 11 класс

Тема урока: Сложные бессоюзные предложения

Класс: 11

Цель урока: Повторение и систематизация знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, формирование языковой и лингвистической культуры учащихся.

Задачи урока:

— продолжить формирование умения определять сложные бессоюзные предложения;

— продолжить формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

— развивать умения грамотно использовать в речи бессоюзные сложные предложения;

— воспитывать любовь к окружающему

миру, к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Вид урока: комбинир.

Формы организации ученической деятельности: Анализ, наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской, тестирование.

Оборудование: Интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

Актуализация теоретических знаний. Повторение пройденных тем.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам приехали гости. Поприветствуем их.

Давайте познакомимся с эпиграфом урока. / 1

Относитесь к русскому языку бережно и

любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Вдумайтесь в значение этих слов и скажите, что нам хотел сказать автор?

Определите типы предложений, данных в эпиграфе урока, найдите грамматическую основу.

Лексическая тема: Жер-ананы сақтайық!/2

Давайте беречь природу!

Грамматическая тема нашего урока: повторение и систематизация знания о бессоюзных сложных предложениях.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

. /3

Правило работы в классе на уроке русского языка:

Мы должны работать Быстро, ловко, умело, внимательно, четко, старательно.

У каждого из вас оценочный лист. /4. На нем вы должны в конце урока поставить оценки, которые, по вашему мнению, вы заработали, записать что на уроке было главным, что на уроке было интересно.

Оценочный лист

Что на уроке было главным?

Что на уроке было интересно?

Я работал

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Приступим к работе.

Работа с текстом. Чтение отрывка из стихотворения А. Фета. Музыка

Уснуло озеро; безмолвен черный лес; / 5,6

Русалка белая небрежно выплывает; /7

Как лебедь молодой луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков; / 8

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой; / 9

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать во влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я; / 10

Но звуки тишины ночной не прерывают, —

Пускай живая трель ярка у соловья, / 11

Как травы на воде русалки колыхают…

А) Найти в первой строфе сложные бессоюзные предложения. Объясните смысловые отношения между их частями. / 12

Б) . Выделить грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях.

В)

Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас, читая стихотворение А. Фета? / 13

Почему автор пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

.

Вернемся еще раз к нашему эпиграфу урока. Прочитайте его про себя. / 14. Автор этих строк просит нас любить язык.

А можно ли полюбить Сложные бессоюзные предложения? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. / 15

Знакомство с этапами урока. .

Мы сегодня должны повторить, обобщить, систематизировать знания о сложных бессоюзных предложениях. Остановимся отдельно на каждом из типов бессоюзных сложных предложений.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями причины и следствия.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия.

Сложные предложения с отношениями пояснения и дополнения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Бессоюзные предложения в английском и казахском языках.

Бессоюзные предложения в творчестве.

1. Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности / 18

Первое задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 19

1. В полдень солнце играет в зените,

Степь в причудливых ярких цветах,

Табуны лошадей в легкой дымке

На отстое меж сопок стоят.

2. Под снегом журчит вода, на полях появились проталины.

А теперь, проверьте себя!

. / 20

Домашним заданием было провести мониторинг, опрос знаний учащихся школы о БСП в старших классах. / 21

Мониторинг анкетирования .

2. Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления / 22

Второе задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 23

1. Зима кончается — весна начинается.

2. Не мудрено голову срубить — мудрено приставить.

. / 24

9. Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия / 25

Третье задание: Определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания. / 26

1. Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало.

2. Бросился к лестнице — густые облака дыма поднялись мне навстречу.

. / 27

10. Сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения / 28

Четвертое задание: Найдите сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения. / 29

1. Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека.

. / 30

11. Увечья от БСП. Ученик рассказывает об ошибках, допускаемых людьми, при использовании БСП. / 31

Задание: найти ошибки. / 32

1. Льется в комнаты солнечный воздух — шумят воробьи на сирени.

2. Не спеши языком: торопись делом.

3. Любишь кататься, люби и саночки возить.

4. Тихо пахать не годится, вместо хлеба трава родится.

Проверь себя! / 33

1. Льется в комнаты солнечный воздух, шумят воробьи на сирени.

2. Не спеши языком — торопись делом.

3. Любишь кататься — люби и саночки возить.

4. Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится.

Опрос знаний учащихся старших классов о расстановке знаков препинаний в бессоюзных сложных предложениях. . / 34

12. Заполнить таблицу. Какие знаки препинания мы ставим при определенных группах БСП. Привести примеры. / 35

Группы БСП

Смысловые отношения

Знаки препинания

БСП с отношениями одновременности и последовательности

1. Одновременность

2. Последовательность

, ;

Весна пришла, растаял снег.

БСП с отношениями сопоставления

Реже,

Не спеши языком — торопись делом.

БСП с отношениями причины и следствия

1. Причина

2. Следствие

1. :

2. —

1. Я доверяю любящим: они великодушны.

2. Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно.

БСП с отношениями времени и условия

1. Время

2. Условие

Бросился к лестнице — густые облака дыма поднимались мне навстречу.

БСП с отношениями пояснения и дополнения

1. Пояснение

2. Дополнение

:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

13. Заполнить таблицу. Как проверить знаки препинания.

/ 36

Значения, выражаемые интонацией

Как проверить

Запятая,

Точка с запятой

А) значение одновременности;

Б) значение последовательности.

Союзом И

А) значение противопоставления;

Б) первое предложение выражает значение времени и условия;

В) второе предложение выражает значение следствия.

Союзами А, но;

Союзами Когда и если;

Союзом Так что

А) второе предложение называет причину;

Б) второе предложение поясняет первое;

В) второе предложение дополняет первое.

Союзом Потому что ;

Союзами То есть, а именно ;

Союзом Что

14. БСП в казахском и английском языках. / 37

Скажите мне, есть ли бессоюзные сложные предложения в казахском и английском языках?

15. Творческая работа. .

Из данного материала сделать дерево. Учитывается высота, стойкость, представление башни при помощи предложений из БСП. .

Оценивают друг друга.

16. Тестирование. .

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют работу соседа по парте.

15. А теперь, пожелания при подготовке к ЕНТ и, вообще на сегодня, Рафаэля Альвареса.

18. Подведение итогов. Рефлексия. / 38

Вернемся к нашему вопросу, можно ли полюбить сложные бессоюзные предложения? Полюбить русский язык? Для чего?

Вы, наверное, поняли сегодня все слайды, стихотворения, примеры были под общей темой «Природа». К какому выводу мы можем прийти? Каким образом мы должны сохранить ее, чтобы у нас был воздух, была вода, а главное наша общая земля?

Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас при чтении стихотворения А. Фета. / 40

Почему А. Ф. пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

19. Домашнее задание: выписать из любой художественной литературы описание природы. Условие: наличие БСП. / 41

Вы хорошо поработали. А теперь, скажите нам, какие вы себе оценки поставили? Почему?

Спасибо за работу. До свидания!

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

ГУ «Айыртауская средняя школа»

Бессоюзные сложные предложения

11 клас

Подготовила: Дюсембаева Самал Наукановна

Учитель русского языка и литературы в школе с

Казахским языком обучения

2015 год

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сложные бессоюзные предложения 11 класс