Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №2 им. Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира.
Классный час
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Форма занятия : классный час
Для учащихся 4 класса
Автор разработки: Дудорова Е. А.
Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся, на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии; расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; формировать умение находить нужную информацию; преобразовывать информацию и использовать ее.
Прогнозируемый
Оборудование: : Подобрать наглядный материал , детям подготовить рассказ о подвигах наших земляков в годы войны, о наградах Вов.
Задачи:
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью;
Воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
Формирование
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся;
Воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, уважения к культуре и традициям прошлого. Ход мероприятия.
Классный руководитель
22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная Война.
Песня «Священная война»- фонограмма.
Плакат 1941 год.
Классный руководитель.
Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов в годы Великой Отечественной войны и в мирное время.
Что такое подвиг? Как вы понимаете смысл этого слова?
Замечательный русский Художник Николай Константинович Рерих, размышляя о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, записал в своем дневнике: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слово «указ» , упомянутые в этом словаре. Следовало бы добавить еще одно слово — непереводимое, многозначительное слово — «подвиг».
Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Говорят, что в тибетском языке имеется подобное выражение, но европейские языки не имеют подобного слова.
— Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову «подвиг».
— Посмотрим в толковом словаре Ожегова, какое определение слову «подвиг» дает автор.
— Ребята как вы понимаете выражение «самоотверженный поступок»?
-Снова обратимся к словарю.
У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством, которые можно проявить только в боях и сраженьях. Но разве подвиг — это только бесшабашная храбрость?
— Послушайте стихотворение и скажите, можно ли действия парнишки назвать самоотверженным поступком.
Ученик.
Окутано море тревогой, Огнем Севастополь объят. В разрушенной школе над пыльной дорогой Осталось лишь горстка солдат.
Все ближе снаряды ложатся, Осколки секут храбрецов. -Нас десять!, — сказал командир, — А сражаться мы будем, как сотня бойцов.
Герой — пионер был десятым, Он числился сыном полка. В минуты затишья читал он солдатам Из книжки стихи Маршака.
К концу подошла передышка — Вновь танк громыхнул вдалеке, Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка Со связкой гранат в кулаке.
В тельняшке своей полосатой За Родину он воевал, И метко с размаху метнул он гранаты, Но сам был сражен на повал. А танк задымил на поляне. Бойцы подползли к храбрецу.
Раскинувши руки, лежал он в бурьяне, И кровь вся текла по лицу.
— Нас десять! И недругам крышка!- Сказал командир в том бою. Он «десять» сказал, потому что парнишка Навечно остался в строю.
— Как можно охарактеризовать действия парнишки?
— Просил ли кто его кто-нибудь о помощи?
Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа.
Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и Дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, — писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. — И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
— Ребята, вы подготовили рассказы о подвигах, совершенных нашими земляками во время Великой Отечественной войны.
Выходит первая группа учащихся и рассказывает о героях войны.
Можно ответы организовать в форме живой газеты.
Живая газета
Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.
Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы.
Людмила Павличенко — снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков.
А. К. Горобец Один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил.
А. Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли.
Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера «Варяг».
М. П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.
Мусса Джалиль — замечательный писатель, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.
Ю. В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.
Федор Полетаев Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления.
Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь.
Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.
За годы войны было совершено 327 подвигов подобных подвигу Н. Гастелло. Среди «огненных» пилотов — 17 владимирцев, в том числе герой Советского Союза майор Герасимов С. Д., уроженец Собинского р-на.
156 героев владимирцев получили звание — герой Советского Союза.
Учениками школы №3 был собран материал о нашем выпускнике 1942 года. Он погиб 25 июня 1944 года в городе Витебске.
Война — это героический период в истории нашего народа. Годы войны хранят память мужественных и самоотверженных людей, защищавших свою Родину.
Для того чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, за годы Великой Отечественной войны Советским правительством было учреждено десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые из них имели по две и три степени.
Первый год войны был особенно тяжелым. Используя превосходство хорошо вооруженных войск, силы других стран, принимавших участие в войне на стороне фашисткой Германии, опираясь на промышленность почти всей Западной Европы, враг захватил Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, двигался к нефтяным районам юга и к Москве. Началась беспримерная в истории оборона Ленинграда, героическая эпопея Одессы и Севастополя. Кровопролитные бои остановили врага, сорвали его планы «молниеносной войны».
В это трудное время Советским правительством были учреждены первые военные награды — медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя». Первым орденом Великой Отечественной войны стал орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени. В том же 1942 г. учреждены первые ордена в честь великих полководцев — Суворова, Кутузова, Александра Невского.
— Кто из вас нашел информацию об этих наградах.
Приготовленный материал.
Медаль «Золотая звезда»