Конспект урока для 9 класса «Основы химического анализа»
Муниципальное образование
Конспект урока для 9 класса
Автор-составитель:
Учитель химии
ПищиковаТ. Н.
Урдомской МСОШ
П. Урдома Ленского района
Архангельской области
Пояснительная записка
Программа
Тесно связана с курсом неорганической химии. Она расширяет и углубляет его и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химии.
До изучения аналитической
Содержание курса открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся, доступность методики позволяет проводить его во многих школах.
Курс
Цели и задачи элективных занятий по химии — углубление знаний учащихся, развитие у них интереса к предмету, осуществление ориентации на химические специальности.
Основной формой деятельности является химический эксперимент с разбором теоретического материала.
Программа курса
Составлена с использованием пособия
Авторов Пискаревой С. К., Барашкова К. М., Ольшанова К. М.
Для более успешной реализации поставленных целей занятия необходимо проводить в течение полугодия .
Содержание курса
Введение
Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.
Понятие об аналитической химии. Аналитические реакции. Методы химического анализа.
Качественный анализ
Аналитическая классификация катионов и анионов. Катионы I и V групп по кислотно-щелочной классификации; их частные реакции.
Анионы I и III аналитических групп; частные реакции.
Анализ вещества неизвестного состава.
Заключение
Итоговая конференция учащихся.
Учебно-тематический план
Тема и содержание занятий | Кол-во часов | Предлагаемая форма занятия | |
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Техника лабораторных работ | 1 | Лабораторная работа |
3. | Аналитическая химия как наука | 1 | Лекция |
4. | Аналитическая классификация катионов и анионов | 1 | Лекция |
5. | Катионы первой и второй аналитических групп | 1 | Лекция |
6. | Анализ катионов первой и второй аналитических групп | 1 | Лабораторная работа |
7. | Катионы третьей аналитической группы | 1 | Лекция |
8. | Анализ катионов третьей аналитической группы | 1 | Лабораторная работа |
9. | Катионы четвертой и пятой аналитических групп | 1 | Лекция |
10. | Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп | 1 | Лабораторная работа |
11. | Анионы первой аналитической группы | 1 | Лекция |
12. | Анализ анионов первой аналитической группы | 1 | Лабораторная работа |
13. | Анионы второй и третьей аналитических групп | 1 | Лекция |
14. | Анализ анионов второй и третьей аналитических групп | 1 | Лабораторная работа |
15. | Анализ вещества неизвестного состава | 1 | Лабораторная работа |
16. | Химия в нашей жизни | 1 | Конференция |
17. | Химия в нашей жизни | 1 | Конференция |
Предлагаемые пути реализации курса
ТЕМА 1. Введение.
ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; формирование понятий об аналитической химии, аналитических реакциях, методах химического анализа.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
Учителя | Ученика | ||
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории | Излагает материал по теме урока | Делают записи правил техники безопасности |
2. | Техника лабораторных работ | Знакомит учащихся с основными приемами работы с лабораторным оборудованием и веществами | Выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием |
3. | Аналитическая химия | Излагает материал по теме урока | Делают записи основных понятий темы |
ТЕМА 2. Качественный анализ.
ЦЕЛИ: формирование понятий об аналитических группах катионов и анионов; знакомство с классификацией катионов I — V групп и анионов I — III групп, их частными реакциями; формирование практических умений при проведении качественных реакций и анализа состава индивидуального вещества.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
Учителя | Ученика | ||
1. | Классификация катионов и анионов | Излагает материал по теме урока | Делают записи об основных группах катионов и анионов |
2. | Катионы первой и второй аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов I II групп | Делают записи качественных реакций |
3. | Анализ катионов первой и второй аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
4. | Катионы третьей аналитической группы | Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы | Делают записи качественных реакций |
5. | Анализ катионов третьей аналитической группы | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
6. | Катионы четвертой и пятой аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов IV и V групп | Делают записи качественных реакций |
7. | Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
8. | Анионы первой аналитической группы | Излагает материал о качественных реакциях анионов I групп | Делают записи качественных реакций |
9. | Анализ анионов первой аналитической группы | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
10. | Анионы второй и третьей аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы | Делают записи качественных реакций |
11. | Анализ анионов второй и третьей аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
12. | Анализ вещества неизвестного состава | Обозначает цель работы, формулирует задание | Проводят анализ вещества, содержащего изученные катионы и анионы |
ТЕМА 3. Заключение
ЦЕЛИ: подведение итогов работы по курсу
; развитие познавательного интереса к химии на основе изучения роли микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных, их значения в корневом питании и жизнедеятельности растений, роли катионов в биохимических и агробиологических процессах.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
Учителя | Ученика | ||
1,2 | Химия и жизнь | Вступительное слово, сообщение плана конференции Заключительное слово | Выступают с докладами |
Литература для учителя
1. Астафуров В. И. Основы химического анализа. — М.: Просвещение, 1977.
2. Бабич Л. В. и др. Практикум по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1991.
3. Логинов Н. Я., Воскресенская А. Г., Солодкин И. С. Аналитическая химия. — М.: Просвещение, 1979.
4. Пискарева С. К. и др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. — М.: Высш.
Шк., 1994.
5. Шретер В. И др. Химия: Справ. изд. — М.: Химия, 1989.
Литература для учащихся
1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2004.
2. Еремина Е. А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс — М.: Дрофа, 1996.
3. Кабанов Ф. И. Микроэлементы и растения. — М.: Просвещение, 1977.
4. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. — М.: Высш. Шк., 1991.