Художественный мир сказки «Бой на Калиновом мосту»
Урок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нем кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки.
Из учащихся класса сформированы группы художников, лингвистов, теоретиков.
I. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы будем исследовать художественный мир фольклорной
II. Повторение
1. Записать на доске схему возможного построения любой сказки .
2. Скажите, что такое фольклорная сказка.
3. Мы уже не раз говорили о слове идеал. Вспомним, что оно обозначает.
4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать их объяснение. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.
5. А. С.
6. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?
III. Определение задач для учащихся
Ребята, у каждого из вас есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять, а на доске это сделают теоретики.
IV. Работа по теме
1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнем. Одна из особенностей волшебной сказки — двоемирие.
Докажите это.
2. Что разделяет эти два мира в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Где происходят основные события?
3. Как называется такой художественный прием в построении художественного пространства сказки?
4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?
5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.
6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.
7. Какой еще закон начинает действовать уже в начале сказки?
8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается «свой» мир героя?
9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.
10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?
11. Забегая вперед, скажем, что же увидели персонажи на границе — Калиновом мосту.
12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определенную цель. Какова же она? Прочитайте.
13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?
14. Только ли Иван — крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?
15. Кто, как правило, является пограничником на границе двух миров? Есть ли он в этой сказке?
16. Как продолжает действовать закон троичности?
17. Расскажите о первом сражении и сделайте вывод.
18. Обозначим его маленьким крестиком в схеме и сделаем соответствующую надпись.
19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз.
20. Какой момент является кульминационным?
21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?
22. Какие поэтические приемы запишут теоретики?
23. Прочитаем, как изображен третий противник Ивана. Почему он так страшен?
24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передается напряженность обстановки, быстрота действия.
25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.
26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где нашими лексикологами записаны слова.
27. Сколько же испытаний еще ждет Иванов? Зачем герои прошли и через них?
28. Докажите текстом, что Иван-царевич и Иван-попович кое-чему научились в это время.
29. Враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что еще должны сделать герои?
V. Подведение итогов
1. Какова же главная тема сказки?
2. Какова ее главная мысль?
3. О каких приемах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили? .
4. Какие приемы не назвали, но знаем о них?
5. Какими же чертами характера наделен главный герой сказки? Что вы записали?
6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?
7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?
8. Каковы черты отрицательных персонажей?
9. Каков же народный идеал, воплощенный в сказке?
VI. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход: Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жен змеев.
В конце урока у нас должна появиться схема, которой учащиеся пользуются в дальнейшем при анализе фольклорных сказок. Она же помогает нам сравнить фольклорные сказки с литературными.