Вопросы и ответы с ответами к теме «Поэзия XIX века»
Что такое «Сокращенная вселенная»?
«Сокращенной вселенной» назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин.
Кто является зачинателем русского романтизма?
Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков.
В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии.
Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» и почему?
Басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь. С этим суждением
Кем был К. Ф. Рылеев?
Кондратий
Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского
Стихотворения Е. А. Баратынского — это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.
Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева
Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путем нахождения аналогий и общих закономерностей в существовании природы и жизни человека — внешней и внутренней, физиологической и душевной.
Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как «Над этой темною толпою…», «Цицерон». Постижение родной природы происходит в стихах «Летний вечер», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной…». Размышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: «Она сидела на полу…», «Еще томлюсь тоской желаний…».
Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского
Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» , «Затворница» . В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…».
Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова
Описание событий в романах и других произведениях Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» , в 6-м классе — «Рассвет» , «Осень» и «Пейзаж» .
Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева
В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло свое выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» .
Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжелой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и ее же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде.
В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», стихотворения «Железная дорога», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому литературному направлению они относятся. Ответ обоснуйте.
Из романтических произведений XIX века я бы назвал стихи и баллады В. А. Жуковского, поэмы А. С. Пушкина, созданные в период южной ссылки, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и большинство его стихотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения — а романтизм индивидуально проявляется в творчестве каждого писателя, — тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом общих принципов изображения действительности. Прежде всего, это неудовлетворенность окружающим миром, бездуховным началом.
Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объединяет творчество романтиков. Произведения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма — созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. Природа для романтика — вечно живое, воплощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, возможность совершенствования своего эмоционального мира. Роман тический герой не боится смерти, а видит в ней сладостный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта.
Для такого романтизма характерен пафос светлой печали. Последователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубокий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали сильную, разочарованную личность, озлобленного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливостью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступление.
Гражданские романтики были готовы путем борьбы преобразовывать существующий строй. Они обращались к русской истории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Веневитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тютчев принадлежали к философскому романтизму.
Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравственным и через их осмысление рассматривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.
Такие произведения XIX века, как романы А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», «Записки охотника» и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исторических условиях, их поведение, характеры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий.
Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушкина или Лермонтова.
Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпохи его зрелости .
Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализма, даже в рамках творчества одного и того же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подходы к освоению действительности , герои часто сочетают в своем изображении реалистическое и романтическое начала . Классицистическое и реалистическое мы находим в содержании и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Во второй половине века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, отвергая отрицательные явления в социальной жизни, утверждая новые нормы отношений между людьми или возвращаясь к вечным нравственным ценностям .
Проследите, как меняется герой в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся ведущими?
В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, Патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений характерен культ чувства, любви, страсти. Они чувствительны, повышенно эмоциональны, склонны к подробным любовным объяснениям.
Роман тический герой необычен и действует в необычных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обстановку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, острые переживания утрат.
Как вам, счастливцам, то понять, Что понял я тоской?
Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.
Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических обстоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобразования жизни.