«В ресторане», сочинение по произведению Блока
Несмотря на лаконичность стихотворения, как по его объему, так и по смысловой нагрузке, оно является одним из сложнейших произведений А. Блока. В 1910 году литературный мир обогатился еще одним шедевром в исполнении Александра Блока. Стопа у стихотворения «В ресторане» — трехсложная с ударением на третьем слоге, размер — разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.
Автор использует много символических иносказаний. Например, место у окна часто становится у Блока границей между миром гармонии и низменности человеческих инстинктов.
Двоякая реальность — это отражение желаний подсознания, которое дает возможность рассмотреть тайны, сокрытые в душе.
О чем же это стихотворение, написанное в присущей Блоку, как никому другому, символической манере? С первого поверхностного прочтения — это рассказ о нечаянной встрече мужчины и женщине «в переполненном зале» ресторана. Женщина была со спутником, но герой делает вызов, посылая ей, как знак внимания, черную розу.
Герой говорит, что никогда не забудет этот вечер, но сам не понимает, было ли это
Более глубокое вникание нарисует перед вами иную картину. Читая первое четверостишье, кажется, что у героя не так давно случилось в жизни какое-то потрясение и, скорее всего, — любовное. Может его ухаживания были отвергнуты, может он расстался с подругой или имела место измена — вот что чаще всего повергает в мучения и душу, и мысли и сердце.
За успокоением душевных ран герой пришел в ресторан, в котором каждый прихожий преследует свою цель, это такое место, где никому ни до кого нет дела.
Герой уже в беспамятстве оказывается в ресторане и здесь ему становится спокойнее. Он не один, но в то же время наедине с собой. Громкая музыка, пение и крики остаются на втором плане, он слышит лишь то, что хочет: «пели смычки о любви». Но в какой-то момент взгляд его останавливается на женщине, которая отвлекает его от душевных терзаний.
Герой схватился за этот островок спасения и, несмотря на то, что дама была со спутником, посылает к ее столику черную розу.
Женщина приняла подарок со всей присущей ей надменностью, избалованностью мужским вниманием, уверенная в собственной неотразимости… Она полагала, что это очередной ухажер, но что-то в этом человеке заставило ее проникнуться к нему. Женщина внезапно оказалась на одной волне с ним, и слышала не гомон вульгарного веселья, а, как и он, пение смычков. Это заставило задрожать ее пальцы, руки.
Все тело вдруг затрепетало, ей стало не по себе. Она испугалась такого наваждения и поспешила удалиться из зала. Удаляясь, она бросала ему взгляды, желая, чтобы они были замечены мужчиной, вызвавшим в ней такую искреннюю симпатию.
Автор оставляет читателя в неведении, что же дальше? Продолжилось ли знакомство этих людей, или они разошлись, как в море корабли. И что же все-таки это было: ведение или реальность?
Хоть эти герои и оказались в таком неприглядном месте, но от них веет надеждой, они не сломлены и видят смысл в своих жизнях. Мужчина понимает, что ночной ресторан — способ забыться, а для женщины — произошедшая ненароком встреча стала билетом в новую жизнь, о которой раньше ее предположения были весьма скептическими.
Если основываться на фактических материалах из жизни А. Блока, то можно предположить, что такой отпечаток в его жизни могла оставить звезда питерской богемы художница и актриса Ольга Судейкина . Он с ней был знаком с детства, а во взрослой жизни их воссоединяли различные театральные премьеры, литературные вечера и многочисленные общие друзья. Но никогда Блок не воспринимал ее как свою пассию. А если учесть тот факт, что его жена и муза — Любовь Менделеева изменила, ушла к А. Белому и родила ребенка, то складывается вся картина, изложенная в этом стихотворении.