Отъезд князя Андрея на войну

В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому «мысль семейная» занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи , которые очень различаются по своему внутреннему укладу.

В данной главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: «Брат хотел взять образок, но она остановила

его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок», «…он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека… Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его».

Такое взаимопонимание показывает настоящую духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: «Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.

Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Это все подтверждает его сердитый и несколько смешной вид

и часто срывающийся, переходящий в крик голос .

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. «Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет», — говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что «помнит и любит» его, а также «два турецких пистолета и шашка — подарок отца, привезенный из Очакова», который мы видим среди вещей князя Андрея, — все это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: «Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!»

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: «…пишу, чтобы он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!» Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придет к мысли, что все в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придет к этой мысли и станет полковым командиром.

Один из ключевых моментов этой главы — наставление, которое дает сыну старый князь: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная еще с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.

Такой мотив рода, «породы» возникает в романе в связи со всеми тремя семьями

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: «насмешливо, но ласково сказал князь Андрей», «князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим», «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо».

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: «Она совершенный ребенок, такой малый, веселый ребенок.

Я так ее полюбила» . «Она очень милая и добрая, а главное — жалкая девушка» . Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: «На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела». При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше , но в нем, как говорит княжна, «есть какая-то гордость мысли». Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни…»

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: «Из больших глаз ее светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали все безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным…», «…княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами…» Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен.

Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность , поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчеркивает ее внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признается в этом отцу и сестре: «…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет.

Отчего это? Не знаю…» Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: «Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей».

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведет себя достойно и благородно: «Я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах».

Можно сделать вывод, что семья Болконских — настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В романе «Война и мир» Толстой занимается исследованием проблемы истинного и ложного и приходит к мысли, что идеал — в отречении от всего индивидуального и обретении роевого начала. Семья для Толстого является символом роевого начала, поэтому так важна ему «мысль семейная». Семья Болконских, конечно, не идеальная, но когда в конце произведения семьи Ростовых и Болконских соединяются, то, может, не в полной мере, но в какой-то степени идеал все-таки обретается, и поэтому достигается покой и счастье.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Отъезд князя Андрея на войну