Тема неволи у Лермонтова

Лермонтов. Портрет маслом Б. В. Щербакова, 1949 г.

Стихотворения «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание», включенные в программу по литературе в восьмом классе, идейно близки поэме » Мцыри» и потому к ним надо обязательно обратиться на уроке для более глубокого постижения как самой поэмы, так и лирических произведений последних лет.

Работая над темой, я пользовалась книгой «Читаем, думаем, спорим», авторы-составители которой Г. И. Беленький и О. М. Хромова предлагают, наряду со стихотворением «Сосед»

, помещенным в учебнике, проанализировать одноименное стихотворение, написанное в 1830-1831 годах, а также сопоставить «Желанье» и «Узник» .

Материалы урока, ход работы над лирическими произведениями в классе с углубленным изучением литературы мне хотелось бы предложить вашему вниманию.

Предварительное задание включало следующие вопросы:

1. Сравните стихотворение «Сосед» и «Сосед» . Какое настроение их объединяет? 2. Чем по содержанию более позднее стихотворение отличается от раннего? 3. Каким вы увидели лирического героя в этих стихотворениях? 4. Что объединяет его и соседа?

5. Из скольких

предложений состоит каждое из стихотворений? 6. К каким художественно-изобразительным средствам обращается поэт?

Задание к стихотворениям «Желанье» и «Узник» :

1. Чем отличается более позднее стихотворение от раннего? 2. В какой обстановке действует лирический герой? Как это его характеризует? 3. Проследите, как фантастические мечты героя первого стихотворения сменяются зарисовками реального тюремного быта.

4. Почему в стихотворении «Желанье» поэт использует в качестве сказуемого глаголы второго лица, а в «Узнике» обращается к первому? 5. К каким художественно-изобразительным средствам прибегает поэт в этих произведениях?

Анализ любого стихотворения начинается с истории его создания. Иногда понять произведение помогают факты биографии поэта или писателя. Хороший комментарий дан в книге «Читаем, думаем, спорим».

Нас интересуют 1837 год и 1839 год . Запишем на доске эти две даты и прокомментируем их.

1837 год — поэта посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта». Позже Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.

1839 год — дуэль поэта с де Барантом, военный суд, содержание под арестом, а затем гауптвахта на Литейном. Совпадение этих дат в жизни и творчестве поэта, конечно, не случайно.

Вглядимся попристальнее в героев лирических произведений М. Ю. Лермонтова этих лет.

Герой стихотворения «Сосед» очень одинок, ему духовно близок только один человек — его «бедный сосед», которого он видит «через садик небольшой, между ветвей древесных». Чем же он близок ему? Он, как и лирический герой, одинок, безразличен к общественному мнению:

Прохожие об нем различно судят, И все его готовы порицать, Но их слова соседа не принудят Лампаду ранее иль позже зажигать.

Присутствие духовно близкого человека наполняет «мятежную душу» лирического героя «таинственной отрадой», между ним и соседом как будто протянуты незримые нити:

И мнится мне, что мы друг друга понимаем, Что я и бедный мой сосед, Под бременем одним страдая, увядаем, Что мы знакомы с давних лет.

Свою радость от встречи с соседом герой называет «таинственной», потому что никто не знает об этом, даже сам сосед. Главное в единении двух людей — родство душ, родство мыслей.

Особого пояснения требуют строки:

…его простая келья Чужда забот и светского веселья, И этим нравится он мне.

«Келья, — читаем мы в словаре С. И. Ожегова, — отдельная комната монаха в монастыре». Образ «простой кельи» призван подчеркнуть одиночество соседа, его стремление уйти от мирской каждодневной суеты , незатейливых развлечений светского общества .

Строки эти написаны совсем юным поэтом, но нет сомнений, что лирический герой «Соседа» близок М. Ю. Лермонтову, что поэт тоже страдал от непонимания и одиночества, считал свое существование «увяданием» .

Если какой-либо из этих нюансов учащимися не будет замечен, то можно обратить их внимание на эти нюансы при помощи следующих вопросов:

1. Почему сосед назван «бедным», а его комната «кельей»? 2. Каков смысл строк: «…прохожие об нем различно судят»? 3. Почему жизнь соседа «чужда забот»?

4. Что можно сказать о лирическом герое? 5. Почему «отрада», появляющаяся в душе поэта, названа «таинственной»? 6. Как понимаете строки: «Под бременем одним страдая, увядаем, // Что мы знакомы с давних лет»?

Теперь обратимся ко второму стихотворению «Сосед» . В нем, кроме лирического героя и соседа, появляется еще одно действующее лицо — часовой.

Действие происходит в тюрьме и разделяет наших героев каменная стена, а после — «тайна». Таким образом, герой не видит соседа, а лишь слышит его тоскливое пение.

Лирический герой не знает ничего о том, кто находится рядом с ним за тюремной стеной, но этот человек ему близок как никто другой:

Люблю тебя, как Друга юных лет, Тебя, Товарищ мой случайный.

Определение «бедный» сменяется определением «печальный», потому что к чувству одиночества и непонимания прибавилось осознание несвободы. Тюремная обстановка усиливает эти ощущения, она угнетает и давит. Отметим детали тюремного быта: сырая стена, мрачная тишина, тоской исполненные звуки, часовой у дверей. Лирический герой чувствует полную безысходность:

…навеки мы разлучены с тобой…

Даже «зари румяной полусвет» со своим прощальным приветом попадает в окно тюрьмы, «умирая». Два сравнения — «звуки чередой, // Как слезы, тихо льются, льются»; «слезы из очей, // Как звуки, друг за другом льются» — в конце третьей и четвертой строф не только связывают воедино все части стихотворения, но и как бы очерчивают тот жизненный круг, из которого вырваться нашим героям невозможно.

И все-таки интонация последней строфы меняется, потому что неволя еще не убила в человеке лучшее: надежду, любовь, желание страстей. Анализируя стихи, можно поставить такие вопросы:

1. В какой обстановке происходит действие? 2. Сколько действующих лиц в стихотворении? 3. Почему сосед назван «печальным»? 4. Что изменилось в отношении героя к своему соседу?

Почему он испытывает к этому человеку более глубокие чувства? 5. Как понимаете строки: «…разлучены с тобой // Стеной теперь — а после тайной?» 6. Каким настроением проникнуто стихотворение? 7. Как меняется интонация последней строфы? 8. Какую роль играет анафора в последней строфе? 9. Из скольких предложений состоит стихотворение?

В чем особенность предложений? 10. Назовите сравнения. Чем они интересны?

11. Почему слово «льются» повторяется три раза?

В названных стихотворениях много общего: герой и сосед не знают друг друга, хотя их духовная близость несомненна, их роднят взгляды на жизнь. Только бесконечное одиночество, а потом и неволя заставляют почувствовать родство души с тем, кого видишь «чрез садик небольшой», чье пение слышишь за тюремной стеной.

В то же время стихотворения различаются некоторыми деталями. Эти параллели можно представить в виде таблицы, ответив на вопросы:

1. Где происходит действие? 2. Сколько героев в каждом стихотворении? 3. Что их разделяет? 4. Какие чувства испытывает лирический герой к своему соседу? 5. Как происходит общение?

6. Какие чувства вызывает общение у лирического героя в каждом случае?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема неволи у Лермонтова