М. Эпштейн

В поэзии Г. Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение. У М. Ломоносова пейзаж — это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г. Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: «Зима», «Лето», «Облако», «Соловей», «Ласточка», «Синичка», «Похвала комару». Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и естественнонаучного,

поэтический интерес.

При этом для Державина природа не только космос и стихии, но и живые существа: птицы, насекомые, рыбы. Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет , что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии — от В. Жуковского до С. Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде.

Классицистическая величавость уступает место барочной

изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно «типическими» подробностями. Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж , получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии — у Н. Карамзина и В. Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий «ужасы, красы природы» . Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов открывает выход в пейзажное мышление ХХ века . Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин — к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения , но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей — пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической.

Так, «Ключ» — это вдохновение, «Павлин» — пышность, «Облако» — тщеславие, «Лебедь» — слава, «Ласточка» — бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф. Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии . Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы, почти отсутствующие у предшественников.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: М. Эпштейн