Полезная критика
Используя похвалу в общении с ребенком, родители наверняка понимают, что обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей может стать и разрушительной, может снижать и без того низкую самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
Сделать критику полезной для малыша родители могут
Правила полезной критики:
1 . Золотая пропорция воспитания. Человеку трудно согласиться с критикой в собственный адрес, если у него нет твердой уверенности в том, что он «в целом хороший», что он нужен и важен для близких людей. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку.
Это «пропорция 4 : 1»: четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. В этом случае информация, заложенная в критическом высказывании, вполне возможно, будет воспринята ребенком и использована им в своем развитии.
2. Разделение критики
Если вы испытываете раздражение, обиду, злость, страх, тревогу, вам не удастся скрыть свои чувства, они обязательно прорвутся в самый неподходящий момент. Поэтому в периоды «бури» от критики лучше отказаться и оставить ее до лучших, «более спокойных» времен.
3. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной для ребенка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку. Любовь и уважение можно передать мягкой интонацией, добрым, внимательным взглядом, ласковыми словами: «Доченька, послушай…», «Сынок, хочу тебе сказать…».
4. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности.
5. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают.
6. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. Сделайте эмоциональный акцент на втором.
7. Аргументированная критика. Если вы скажете ребенку: «Делай так, потому что я так сказал», то это будет приказом, а не объяснением. Малыш не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они принесут.