Театрализованная викторина по математике для учащихся 7 класса
Внеклассное мероприятие по математике, 7 класс. СценарийТеатрализованная викторина «Как Иванушка-дурачок на Василисе Премудрой женился» 7 класс Цели : — создание ситуации, способствующей повышению мотивации к обучению математике;
— развитие творческих способностей учащихся;
— создание условий для развития мышления, речи, внимания, наблюдательности, смекалки;
— закрепление навыков решения линейных уравнений.
На сцене окошко, в котором появляется бабушка в платочке.
Рассказчица : В некотором царстве, в некотором
На печи лежит Иванушка, грызет семечки и плюет в потолок.
МАТЬ ИВАНА : Сходил бы хоть воды принес. Уж третий день с печи не слезал.
ИВАН : Неохота. Мне и здесь хорошо.
МАТЬ : Вот помру — пропадешь, с голоду умрешь.
ИВАН: А я женюсь.
МАТЬ : Так для этого с печи слезть надо. Да и кому такой лентяй да неуч нужен.
Появляется царский глашатай с Царским Указом.
ГЛАШАТАЙ : Слушайте, слушайте Царский Указ! Я, Царь, объявляю всем!
Кто в математику влюблен, тот будет очень
Моя дочь, Василиса Премудрая на выданье!
Ее желание для меня — закон!
А хочет она выйти замуж за самого умного человека на свете!
На состязанье Царь всех созывает,
Он свадьбу скорее устроить желает!
Всех, кто учиться имеет желание
Милости просим на состязание!
ИВАН : Вот и невеста нашлась. Жаль только с печи слезать.
МАТЬ: Ты считать только ворон умеешь, где тебе Василисины задачки решить.
ИВАН: А я смекалкой возьму. Авось повезет!
РАССКАЗЧИЦА: Слез Иван, кряхтя, с печи и пошел во дворец. А туда уже женихи со всего света набежали. Все прынцы, да графья всякие.
И при каждом целая команда советчиков да учителей.
На сцене появляется трон, на котором сидит Василиса Премудрая со скучающим видом.
Входят женихи: 1- английский принц со своей свитой
2 — итальянский граф с учителями
3 — Иванушка — дурачок
АНГЛИЙСКИЙ ПРИНЦ: Мисс Василиса, позвольте заверить Вас в своем глубочайшем почтении. В моей Англии науки очень почитаются. Мы с детства обучаемся у лучших учителей.
Жениха умнее, чем я, Вам, мисс Василиса, никогда не найти.
ВАСИЛИСА: Ну, это мы еще проверим. .
Условие задачи на большом листе на магнитной доске. Решение пишут рядом на доске.
В это время вперед выходит итальянский граф.
Решите задачу по схеме:
«Рост» журавля: | — |
«Рост» страуса: | — | — | Вместе 10 м 20 дм
«Рост» жирафа: | — | — | — |
Определите «рост» каждого в метрах.
ГРАФ: У нас в Италии главное — красота. У нас лучшие художники в мире. Никакие науки не сравнятся с нашим итальянским искусством.
ВАСИЛИСА: А с помощью математики тоже можно рисовать. И получается ничуть не хуже. Раз вы такие замечательные художники — нарисуйте по координатам.
На доске лист с начерченной системой координат. Команда графа маркерами выполняет рисунок по данным точкам.
Вперед выходит Иван.
ВАСИЛИСА: А ты, Ванюша, зачем пришел? Ты и считать-то, наверное, не умеешь. Где тебе мои задачки решить.
ИВАН: Ты сначала спроси, а потом дураком называй. Русский мужик смекалкой умен!
ВАСИЛИСА: Ну что ж, сам напросился. Ответь на вопрос: как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их?
ИВАН: Вот так задачка — пустяк: позавчера, вчера, сегодня, завтра и послезавтра.
ВАСИЛИСА: Ну, это просто. А вот тебе другая задачка: если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно, что через сутки выглянет солнце. Истинное это высказывание или ложное?
ИВАН: А кто ночью солнце видит? Конечно, ложное.
ВАСИЛИСА Ну это точно не смекнешь: две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек?
ИВАН: Да 3 всего.
ВАСИЛИСА: Летели три страуса, одного убил охотник. Сколько страусов осталось?
ИВАН: Да где ж ты видела, чтобы страусы летали? А еще Премудрая!
ВАСИЛИСА: Четверо играла в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый игрок?
ИВАН: Ну, Василиса, труднее-то ничего не придумала? 4 часа.
ВАСИЛИСА: Без чего не могут обходиться охотники, барабанщики и математики?
ИВАН: Про математиков не уверен, а охотники и барабанщики не обойдутся без дроби.
ВАСИЛИСА: Ну все, мое терпение лопнуло! Проверяю женихов математикой! Академики, проверьте-ка решение других женихов!
Все женихи представляют свое решение. Василиса отдает право проверить правильность Академикам — жюри.
ВАСИЛИСА: Это было только первое задание. Совсем легкое испытание. Успешно вы его прошли.
Теперь на вопросы будете мои отвечать. А Академики будут правильные ответы считать.
ИВАН : Ну все, я пропал! Я ж математику не знаю! Только смекалкой и силен. А Василиса-то мне понравилась!
Потеряю свое счастье из-за проклятой лени! Говорила мне мать: учись, Ванька. Люди добрые, может, вы мне поможете, подскажете.
А то у принцев, да графьев вон сколько помощников, а у меня ни одного!
Д Алее 5-7 мин. идет викторина. Участникам разрешается советоваться со своей командой. Иван советуется со зрителями.
Академики-жюри считают правильные ответы участников.
Вопросы викторины:
1. Что требует доказательства? /Теорема/
2. Какой знак умножения употребляется при умножении столбиком? /крестик/
3. Прямые, пересекающиеся под прямым углом. /перпендикулярные/
4. 1/180 часть развернутого угла. /градус/
5. Результат сложения. / сумма/
6. Два в квадрате. /4/
7. Угол в квадрате. /90о/
8. Знаки, с помощью которых записываются числа. /цифры/
9. Прямые, которые не пересекаются. /параллельные/
10. Угол, равный половине развернутого угла. /прямой/
11. Результат вычитания. /разность/
12. Не имеет ни начала, ни конца. /прямая, замкнутая линия/
13. Фигуры, которые при наложении совпадают. /равные/
14. Общее начало двух лучей. /вершина угла/
15. Единица измерения, равная 10 см. /дециметр/
16. Прямоугольник с равными сторонами. /квадрат/
17. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. /правильная/
18. Действие, обратное умножению. /деление/
19. Наименьшее натуральное число. /1/
20. Числа, которые делятся на 2. /четные/
21. От перестановки слагаемых сумма не меняется. Как называется это свойство? /переместительное/
22. 1/60 часть градуса. /минута/
23. Результат деления. /частное/
24. Угол, градусная мера которого больше 0 градусов, но меньше 90 градусов. /острый/
25. Результат умножения. /произведение/
26. Сумма всех сторон многоугольника. /периметр/
27. Инструмент для измерения и построения углов. /транспортир/
28. Часть прямой, ограниченная одной точкой. /луч/
29. Равенство, содержащее переменную. /уравнение/
30. Луч, делящий угол пополам. /биссектриса/
ВАСИЛИСА : Ну, а теперь — самое трудное. Хватит развлечений! Хочу проверить вас на знание уравнений!
Получайте свое задание, начинается настоящее испытание!
Женихи получают задание на решение уравнений. Задания разной степени сложности, чтобы в каждой команде участвовало как можно больше человек в решении. Готовые решения сдают «своему» академику
1 команде: 6у=3; 12х-1=35; 48-3х=0; 7=6-0,2у; 2х+9=57 — х;
0,8а+14=2-1,6а; х-0,5х=0; х — = — 7; 2х+5=2 +11
2 команде: 5у=5; — х+4=47; х-4х=0; 3х-8=х+6; 6 =5 ;
3,4 — 0,6х=2х — ; 6х- =101; 15х+30=12х+30; 5у+1=4+5у
3 команде:8х=4;2х-0,7х=0; 3х=12; -1,5х-9=0; 15х+6=51; 20х=19- ; 3х+8=х-6;
Х-0,5=0,6х-0,4; 5 =2
РАССКАЗЧИЦА: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Трудно Ивану уравнениям обучаться, на печи охота валяться. Да любовь не картошка, не выкинешь в окошко.
Ради Василисы наш Ванька даже учиться готов.
ВАСИЛИСА: Ну, Академики, решайте мою судьбу! Кто из них ближе мне по уму, за того и замуж пойду!
Академики оглашают решение. В зависимости от этого конец сказки может быть различным. Если победил Иван, то они с Василисой берутся за руки и кланяются зрителям.
ИВАН: Спасибо, люди добрые. Вам я обязан своим счастьем. Не зря в народе говорят: ум хорошо, а два лучше. Не помогла бы мне моя смекалка.
Понял я, что без учения жизнь не прожить.
ВАСИЛИСА: Ничего, Иванушка, теперь я тебя не только математике, а и другим наукам научу.
РАССКАЗЧИЦА: Поженились Иван с Василисой и жили долго и счастливо. Иванушку уже дурачком не называли, потому что выучила его Василиса всем наукам. А на печи лежать Ванюше уже не хотелось, скучно.
Вот и сказке конец.
Если Иван не победил, то Василиса и Иван плачут. А победитель берет ее за руку и уводит со сцены.
ИВАН: Ах, дурак я, дурак! Проворонил свое счастье! Спасибо, люди добрые вам за помощь.
Только видно чужим умом счастье не получить.
РАССКАЗЧИЦА: Плачь, не плачь — горю не поможешь. Везет принц заморский Василису Премудрую в чужую сторону. А Иванушка-дурачок теперь не просто на печи лежит — умные книжки читает.
Надеется свое счастье заслужить. Вот и сказке конец.
Данное театрализованноле представление можно проводить в конце первого полугодия 7 класса для учащихся, обучающихся по любым УМК. Темы, затронутые в данной разработке это «Начальные геометрические сведения «, «Линейное уравнение с одной переменной «, «Построения в координатной плоскости » а также используются задачи, носящие занимательный характер. В занимательной форме учащиеся могут продемонстрировать свои знания, поучиться у товарищей.