«Скотный двор», художественный анализ повести Джорджа Оруэлла
Сатирическая повесть-притча «Скотный двор» появилась на свет в феврале 1944 года. Джордж Оруэлл сознательно писал ее простым и понятным языком, чтобы переводчики могли без труда донести ее истинный смысл до любого, даже самого малопонятливого читателя.
Состоящая из десяти глав книга представляет собой классическую Антиутопию, в основу которой были положены реальные исторические события, произошедшие в России с 1917-го по 1944-ый год. Произведение открывается речью старого призового хряка Главаря , призывающего животных на борьбу с человечеством
В шестой части произведения Оруэлл изображает тяжелый труд животных, возникновение в обществе потребности в предметах, производящихся за пределами фермы , установление Наполеоном новой торговой политики с внешним миром. На этом этапе исторического развития фермы свиньи перебираются в хозяйский дом и начинают искать внутреннего врага становится диверсией сбежавшего от псов Наполеона Обвала).
В седьмой части «Скотного двора» происходит восстановление ветряной мельницы , на ферму обрушивается голод, после чего проводятся показательные казни сторонников Обвала. Восьмая глава рассказывает о культе личности Наполеона и Бое под ветряной мельницей . В девятой части к животным приходит осознание тягот влачимой ими жизни, в десятой — Оруэлл дает картину как настоящего, так и будущего Англии , в которой человеческие фермы принимают животную, а обитатели последней приходят к выводу, что руководящие ими свиньи ничем не отличаются от людей .
Внутреннее политическое противостояние между людьми и животными завершается формированием нового идеального общества, основанного на принципах равенства. Расслоение внутри животного мира происходит постепенно, но его зачатки видны уже в самых первых поступках свиней . Приход к власти Наполеона рисуется и как естественный , и как силовой . Блеющие политические лозунги овцы символизируют собой малограмотное население фермы , идущее на поводу у власти. Укрепление правительственной позиции Наполеона происходит посредством лжи и обмана: семь заповедей, написанных на стене амбара, постоянно изменяются, приобретая новый, необходимый вождю, смысл; все происходящее на ферме переворачивается Стукачом с ног на голову.
Завершается история «Скотного двора» установлением дружественных отношений с людьми и полным уподоблением им свиней, которые в начале начинают ходить на двух ногах, затем носить человеческую одежду и походить рылами на человеческие лица.
Художественные Образы главных героев имеют либо конкретных исторических , либо обобщенных прототипов. Трудяга-конь по кличке Боец символизирует собой рабочий класс, видящий единственную возможность улучшить свою жизнь путем каждодневного труда. Чем сложнее становится обстановка на ферме, тем сильнее впрягается в работу лошадь.
Боец свято верит товарищу Наполеону, время от времени сомневается в том, что ему говорит Стукач, но всякий раз при этом идет на постройку ветряной мельнице, тратя на это как свое рабочее, так и личное время.
Многострадальные куры, вынужденные отдавать свои яйца на продажу и периодически гибнущие то от внутренних бунтов, то от наговоров на самих себя являются символическим образом советского крестьянства.
Диссидентскую прослойку общества представляет собой старый ослик Вениамин — чаще всего молчащий, но периодически открывающий животным глаза на действия власти . Именно этот герой лучше всех понимает суть происходящего на «Скотном дворе»: «Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже — голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни».
Духовенство в повести Оруэлла воплотилось в художественном образе любимца мистера Джонса — ручного ворона Моисея . С этим героем читатель встречается дважды: до восстания животных и после Боя под ветряной мельницей .
Финал «Скотного двора» можно назвать пророческим: Оруэлл, сам того не подозревая, предрек постепенное становление СССР на путь капитализма и возвращение ему прежнего названия «Господский двор» .