Символика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Писательское величие Толстого в его кажущейся простоте идей и приближенной реальности. Даже служебное средство искусства у него подчинено нравственной идее романа. Неким элементом поэтики символика выступает в «Анне Карениной». Она элементарна и пряма, но вместе с тем многозначна.
Конечно же, для раскрытия основной темы и мысли использует ее Толстой.
Малейшие детали в романе символизируют что-либо: вспыхивающая и гаснущая свеча — знак света и тьмы, жизни и смерти Анны Карениной. Множество использованных в романе символов можно
- Света; Имени; Скачек; Железной дороги; Железа; Природы; Образ мужика.
Не только в качестве «говорящих» использует Толстой имена в романе. Здесь имя предстает как выражение сущности персонажа, открывает связи между двумя антигероями, является предвестником грядущих событий. Анна Аркадьевна — для главной героини выбрано имя автором не случайно. Дарить счастье и быть счастливой — предназначение Карениной.
Ведь имя означает благодатная, а отчество — страна счастья. Причем они гармонично соединяются. Отсюда уже можно говорить
И противопоставляется Карениной по нравственному выбору другой герой романа — Константин Дмитриевич Левин. Фамилия перекликается с именем писателя. Много своего вписал в этого героя Толстой: мысли и уклад жизни.
Имя Левина — постоянство, а отчество — относящийся к богине Деметре. С этой же богиней связано и отчество Анны: Аркадия — посвященные Деметре празднества. Поэтому эти герои в романе имеют одинаковые отправные точки, но выбор в жизни делает каждый свой. По подобранным фамилиям можно выявить и реальных людей, послуживших источником для создания образов в романе.
Так друг Толстого Оболенский стал прототипом для Облонского, Корсаков для Корсунского, а Милютин — для Махотина.
Ключевой является и сцена скачек среди эпизодов романа. Символично имя жокея и тренера у Вронского — Корд. Для бега вокруг столба кордой привязывают лошадь.
Все, что связано со скачками можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны — символ ожидающей судьбы Анны: параллель с погибшей лошадью Вронского Фру-Фру. С другой — знак духовного гниения императорской России: сопоставление при помощи античных аллюзий с разлагающимся Римом во времена его упадка.
И наконец, признак перелома характера Вронского: любовь делает его лучше и свободнее.
Символ железной дороги один из значимых в романе. Именно с нее начинается действие произведения, и здесь же заканчивается история Анны Карениной. Уже в первом эпизоде — раздавленный сторож — знак неизбежной и трагической судьбы героини.
Путь исканий и метаний приведет ее сюда же в конце. Между двумя этими эпизодами на железнодорожных платформах поместилась жизнь главной героини произведения. Вечными странниками стали и Анна, и Вронский, и Каренин. Вронский впервые встречается с Анной Карениной на Московском же вокзале, здесь же видит его в последний раз Кознышев. На безлюдной станции во время метели признается в своих чувствах Вронский.
Даже сын Карениных, Сережа, играет именно в железную дорогу. Символом грядущего железного века является у Толстого эта дорога. Только зло и ложь несет новый век цивилизации, разобщение с самим собой и хаос, ужас страсти и тревожной неясности.
С железной дорогой связаны и два других колоритных символа: мотив железа и образ мужика с взъерошенной бородкой. Оба символа сопровождают Анну на протяжении всей ее жизни, присутствуя при всех главных событиях. Мужичок неразрывно связан со звуками железа и является неким проводником души Анны в царство смерти. Он то в реальности, то во снах, то говорит по-французски и едет первым классом, то безобразен и неопрятен.
Не случайно он говорит на языке одного из европейских государств. Ведь, по мнению Толстого, именно они увлекают по ложному и неверному пути в страшные времена Россию.
Противопоставлением наступающему железному веку предстают природные образы. Раскрыть малейшие душевные движения героев и показать горизонты дальнейшего развития персонажа помогают они. Так, с Анной Карениной связаны вихри, метели, снежные бури: то вьюги страсти, то бури злобы и отчаяния.
Герой Левина неразрывно связан с медведем. В конце концов, он получает новый статус: становится медведем — мед ведающим, то есть хозяином.
Все детали в романе мастера взаимосвязаны. Причем символы не только дают характеристику персонажам и обстоятельствам, но позволяют определить и понять все тончайшие нюансы героев.