Парадоксы Марка Леви
В 2006 году я стала одним из победителей конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Премия Президента России позволила мне после тридцати лет работы в школе взять творческий отпуск, чтобы осуществить свою мечту. Я уехала на полгода во Францию изучать язык и культуру страны, которая имеет очень тесные духовные связи с Россией.
Эта страна подарила мне много чудесных открытий, и среди них важнейшее — мир современной литературы. Одним из самых интересных авторов стал для меня Марк Леви. Я рекомендовала
Прежде всего меня поразили цифры. По мере выхода в свет именно книги Марка Леви признавались самыми продаваемыми: в 2000 году — «Между Небом и Землей»; в 2003-м — «Где ты?» и «Семь дней творенья»; в 2004-м — «Следующий раз»; в 2005-м — «Встретиться вновь»; в 2006-м — «Каждый хочет любить». Его романы переведены более чем на тридцать языков.
По Профессии архитектор, в прошлом Марк Леви руководил компанией по дизайну помещений. А его путь в литературу начался со сказки, которую он сочинил на ночь для сына. Оригинальная
Что подумал бы ты, читатель, обнаружив в шкафу своей ванной комнаты, среди вешалок, беззаботно напевающую девушку, босую, в простеньком платье, которая неожиданно исчезает и появляется по своему усмотрению? Девушку-фантом, призрак, тело которой в это время находится в состоянии глубокой комы в больнице на другом конце города? А если это правда ? И если один лишь Артур может разделить тайну Лорэн?
Увидеть ту, которую никто не видит, и разговаривать с той, которую никто не слышит?
Или насколько хватило бы твоей фантазии, читатель, если бы от тебя потребовалось совершить какое-то невероятное добро, которое помогло бы изменить судьбу мира? Чтобы решить извечный спор о добре и зле, Бог и Люцифер посылают на землю двух лучших агентов — ангела Софию и демона Лукаса, которым дается всего лишь семь дней…
Веришь ли ты, читатель, в синдром «дежавю»? Испытывал ли ощущение, что только что пережитое уже было когда-то? Как ты считаешь, в этом случае мозг наш способен предвидеть будущее событие? Или же это одно из проявлений нашей памяти — воспроизводить эпизоды предыдущих жизней?
Довольствуешься ли ты, как большинство людей, верой в то, что видишь? Или задумывался о том, что существует еще одно измерение — время, наполненное частицами энергии, которое каждая личность пересекает по-своему? А душа подобна электрической волне, и она покидает тело, в котором уже иссякла необходимая ей энергия?
И что является источником этой энергии? Разгадывая тайну картины русского художника, Джонатан и Клара уверены, что были знакомы. Но где и когда состоялась их встреча? В Лондоне, более века назад…
И состоится ли в следующий раз?
Роман ы Марка Леви полны самых невероятных мистических событий, нелогичных, противоречащих основам научных знаний. Но, странное дело, им хочется верить, ибо есть нечто, позволяющее верить. Это нечто — мысль о спасительной, созидательной силе любви — прекраснейшего творения Бога, и крепкой мужской дружбы, проникнутой схожими представлениями о том, что составляет «вкус жизни».
Идея, на мой взгляд, объединяющая многие произведения писателя.
Однако, по формуле Марка Леви, любовь немыслима без «совместимости» — того родства душ, когда разделяют желания и стремления друг друга, когда имеют общие цели и мечты. Такой любви под силу вывести человека из коматозного состояния. Над таким чувством не властны ни смерть, ни время.
Оно способно пережить любящих, смерть не сотрет память о нем, и время будет вновь и вновь соединять их. К такой идеальной любви стремятся многие герои писателя, уверенные, что где-то есть их «вторая половинка», и важно найти и распознать ее. «Тот, кто отыщет свою вторую половинку, становится совершеннее всего человечества, вместе взятого. Человек уникален не сам по себе — если бы Я хотел сделать его таковым, то создал бы человека в единственном числе; но нет, он становится таким, когда начинает любить. Возможно, одно человеческое существо несовершенно, но нет на земле ничего более совершенного, чем два любящих существа».
По мысли писателя, слепы те, кто не любит, ибо любовь помогает человеку стать сильнее и совершеннее, учит видеть и ощущать красоту, заключенную в обыденных вещах, и мир во всей его полноте. Поистине «только влюбленный имеет право на звание человека»!
Воспитанию чувств, «зоркости» сердца и посвящены романы Марка Леви. Это воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок еще может свернуться клубочком в кольце материнских рук, как «в сердцевине мира». А затем он будет постигать очарование мира: рассматривать луну, любоваться восходом солнца, слушать звуки зарождающегося дня, различать запахи цветов и настроение моря. «Море притягивает наш взгляд, а земля — наши ноги».
Впитывать хорошие воспоминания, чтобы они стали источником вкусов взрослого человека. Познавать себя и бороться против бессилия, страхов и слабости. «Сомнение и связанный с ним выбор — это две силы, заставляющие звучать струны наших чувств… важна только гармония этого звучания». Верить, что в жизни нет ничего невозможного.
Отвечать за собственный выбор и за тех, кого любишь. Учиться мечтать и делиться своими чувствами, ибо «одиночество — это сад, где душа высыхает; цветы, которые там растут, не имеют запаха».
Его герои целомудренны и безмятежны, потому что им удалось сохранить частицу души ребенка и… умение отдавать. Они занимаются чужими проблемами, ибо уверены, что у них нет иного выбора. Они так «странно» устроены, что считают, будто, помогая другим, спасая их, сами получают от жизни неоценимый подарок. «Посмотри хорошенько на все, что нас окружает…
Многие ли каждое Утро осознают, какой это дар — проснуться и увидеть, почувствовать, прикоснуться, услышать, ощутить?.. Так вот, я отвечу на твой вопрос, который ты мне постоянно задаешь, — если я сейчас не рискну, то вся красота, энергия, вся жизнью дышащая материя станут для тебя недоступны. Вернуть тебя в мир — это то, что придает смысл моей жизни. Предложит ли жизнь мне еще хоть раз что-нибудь подобное?»
В романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский высказал очень важную мысль: «…ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома». Таким «хорошим воспоминанием» для одного из героев явился пример друга, хирурга-офтальмолога, который оперировал маленькую девочку, слепую от рождения. Она не знала, как выглядит сама, как выглядит ее мать, не имела представления ни о цветах, ни о небе.
Хирург сделал невозможное, поставив многое на карту, и обрел смысл жизни. А добро, зароненное в благодатную почву, дало ростки и продолжило свой путь, отзываясь в судьбах других людей как «память о Коко Миллере».