Химический турнир
Химический турнир
Стрижова Ирина Алексеевна,
Учитель химии
Высшей квалификационной категории
МОУ «Лицей» г. Новотроицка
Цели:
Формирование учебно-познавательных, информационных, общекультурных, коммуникативных компетенций.
Развитие познавательного интереса учащихся, закрепление умений работы с лабораторным оборудованием, развитие мышления, памяти, внимания, речи.
Реактивы и оборудование: Графопроектор, Компьютер, мультимедийный проектор, пробирки, спиртовка, держатель, асбестированная сетка, кристаллизатор,
КОНКУРСЫ:
РАЗМИНКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
ОБЪЯСНЯЛКИ
ОБГОНЯЛКИ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
КОНКУРС: РАЗМИНКА
Для разминки используются
Ребусы, кроссворд.
КОНКУРС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Каждая команда получает на обсуждение вопроса 1 минуту. Вопросы для конкурса из книги
«Химия
1.В средние века домашнюю оловянную посуду и утварь часто поражала странная «болезнь»: без видимых причин эти предметы рассыпались в серый порошок. Эта же «болезнь» стала причиной гибели экспедиции Скотта, направлявшейся к Южному полюсу: экспедиция лишилась жидкого топлива, хранившегося в спаянных оловом металлических контейнерах. Моторные сани, используемые для передвижения, оказались непригодны.
Объясните, что за «болезнь» поражает олово.
Ответ: При температурах ниже -13 о С олово начинает переходить из обычной серебристо-белой аллотропной модификации в порошкообразное серое олово. Процесс идет особенно быстро при — 39о С и ускоряется в присутствии серого олова. Вот и разгадка оловянной «чумы».
2. Мрачная криминальная слава цианистого калия известна давно. Убийцы Распутина использовали именно его. Когда они готовили ему отравленное пирожное, то положили как можно больше яда, судя по рассказам князя Юсупова, несколько граммов. И все же Распутин остался жив, почувствовав небольшое недомогание…
Объясните, почему так не удалось отравить Распутина.
Ответ: Цианистый калий — соль слабой и летучей синильной кислоты. Эта кислота настолько слаба, что ее соли — в том числе, цианистый калий — в присутствии влаги разлагаются даже углекислым газом, который всегда есть в воздухе.
2KCN+H2O+CO2 → 2HCN+K2CO3
Убийцы Распутина не знали этого свойства солей синильной кислоты и не принимали никаких мер предосторожности при хранении яда. Скорее всего, они держали его завернутым в бумажку, на манер лекарственного порошка. Это «лекарство» лежало на воздухе наверняка
Не день и не два — ведь на убийство нужно было решиться и выбрать подходящий момент. В результате Распутин проглотил пирожное, содержащее не несколько граммов цианистого калия, а несколько граммов поташа.
3. Под давлением 69 атм. при комнатной температуре углекислый газ сжижается. Если жидкий диоксид углерода быстро выливать из баллона, значительная часть его испаряется, а так как на испарение расходуется большое количество тепла, то часть углекислого газа затвердевает, превращаясь в снегообразное вещество — сухой лед. По цвету он похож на спрессованный снег, по твердости напоминает мел.
А если «тает», то не оставляет ни капли влаги: весь кусок сухого льда испаряется, превращаясь в углекислый газ. Объясните, почему его можно держать в руке, не ощущая холода, хотя температура достигает — 78 оС. Но если сжать этот же кусок между пальцами, они будут отморожены.
Ответ: Дело в том, что испаряющийся углекислый газ создает газообразную прослойку между рукой и холодным куском и пальцы не чувствуют разницы температур.
4. Объясните, почему крупные кристаллы поваренной соли трещат на горячей сковороде?
Ответ: Кристаллы поваренной соли имеют внутри полости, заполненные раствором, из которого соль выкристаллизовалась. Чем крупнее кристаллы, тем больше в них жидкости. На горячей сковороде вскипающая вода «взрывает» кристаллы.
КОНКУРС: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
Каждая команда получает практические задания, которые надо выполнить.
1 команда. В трех пробирках находятся: KCl; K2SO3; KNO3.
Распознайте каждое вещество.
Аналогичные задания для других команд: распознать выданные вещества:
2 команда. NaOH; H2O; HCl.
3 команда. K2SO3; K2SO4; K2S.
4 команда. K2CO3; K2SO4; KCl.
5 Команда. FeCl3; FeSO4; ZnSO4.
Нужны реактивы : индикаторы, AgNO3; BaCl2; H2SO4 ; NaOH.
КОНКУРС: ОБЪЯСНЯЛКИ
Задание командам: объяснить продемонстрированный учителем опыт .
Опыт №1. В пробирке смешать концентрированную серную кислоту и сахарную пудру, нагреть. Объяснить наблюдаемое.
О