Изображение купечества в повести «Фома Гордеев»
В повести «Фома Гордеев», написанной в самом конце 90-х годов, Горький хотел дать широкую картину современности. На фоне ее «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии». Горький заложил в основу повести смелую мысль: внешне кипучая, энергичная предпринимательская деятельность русского купечества на деле — «золотая клетка» для души, ищущей разумного приложения своим силам.
Фома Гордеев идет путем, которым шли его отцы и деды, по которому идут «мозговой человек»
После мучительных размышлений и метаний герой поднимается до смелого и прямого обличения буржуазии. Горький рисует незаурядную, яркую личность, способную
Маякин воплощает в себе мысль и действие класса, он сознательный идеолог буржуазии, создатель своеобразной «философии» класса. Он гордится родом купцов: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несем». Образ купца Анания Щурова представляет-другую разновидность русского купечества. По своим убеждениям они, на первый взгляд, вроде бы отличаются друг от друга. Щуров не любит Маякина, называет его «фармазоном» и безбожником.
Но на самом деле он формирует ту же торгашескую мораль, только на свой лад: «Деньги — это сила человеческая, это — ум людской. Тысячи людей в деньги твои жизнь вложили, а ты над тем народом хозяин». Свое стяжательство Щуров прикрывает именем бога: «Человек создан по образцу и подобию его, власти хочет. А что, кроме денег, власть дает?» Наряду со старшим поколением купцов в повести выведены представители молодого поколения, более современные, но не менее хищные. Получивший образование, побывавший за границей «либеральный» Африкан Смолин действует более «гибко», нежели Маякин и Щуров.
Если Яков Маякин просто хочет «заткнуть глотку» левой газете в ответ на ее разоблачения, то Смолин предлагает купить газету. Он видит ее важную цель — «защиту прав личности и интересов промышленности и торговли». В повести прослеживается весь комплекс ухищренных взглядов на жизнь Маякина, Щурова, Смолина и прочих.
Тем более трудным и одновременно значительным выглядит процесс распада собственнической психологии в душе Фомы. Появление «бунтарей» внутри класса являлось знаменательной приметой времени. Бунт Фомы свидетельствовал о внутренней слабости и несостоятельности буржуазии в начале XX века.
Не случайно один из нижегородских купцов, знаменитый Бугров так отозвался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана».