Конспект урока по географии «Форма и размеры Земли» 5 класс
Конспект урока по географии,
Составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1. ФИО: Рева Людмила Федоровна, учитель географии, МБОУ СОШ № 20 поселка Забойского Славянского района.
2. Предмет : География
3. Класс : 5
4. Тема урока: «Форма и размеры Земли», раздел II: «Земля во Вселенной», урок № 12
5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В. П., Савельева Л. Е., М., «Дрофа», 2012.
6 . Цель : Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного
7. Задачи :
— Обучающие : углубить знания о планете Земля;
— Развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
— Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
8. Планируемые результаты :
— Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
— Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
— Предметные : знать форму и размеры Земли, доказательства ее шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
9. Универсальные учебные действия :
— личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.
— Регулятивные : Принимать и формулировать учебную проблему.
— Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
— Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: Комбинированный.
11. Формы работы учащихся : коллективная, групповая, работа в парах
12. Оборудование : мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
13. Структура и ход урока
Деятельность | ||
Учителя | Ученика | |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что нам неизвестно о Земле? Предлагает сформулировать тему урока и ее корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал . Определяют, каких знаний им не хватает |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации | Вступают в диалог, проговаривают и осознают Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, Создает готовность к предстоящей деятельности. | Цель записывается на доске и Обсуждается . Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. — найти в тексте учебника И узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли, — задает вопрос сравнение Стимулирует активное участие всех детей к практической части Для выполнения задания к рис.32на стр.40. | Работают с учебником : Находят И узнают информацию, Передают своими словами содержание Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают . Практикум: Работа в группах Делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод О различиях радиусов. |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, Побуждае Т учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей В поисковой деятельности При дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» Предлагает ученикам Рассказать о результатах выполнения работы. | Обсуждают в группах и индивидуально, Обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию. |
Этап 6. Рефлексия | Формулирует выводы, Выставляет оценки за работу на уроке | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели |
Этап 6. Домашнее задание | Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной» | Записывают домашнее задание |
Примечание: -личностные УУД; -регулятивные УУД; -познавательные УУД; -коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1 . Вспомните : Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
— Меркурий, Сатурн, Земля
— Марс, Земля, Венера
— Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение :
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля — третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики Должны пояснить свой критерий выбора, т. е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
Как они различаются по размерам?
Этап 3. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой — сначала появляется мачта, а потом корпус.
Этап 4 . Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Этап 5.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Этап 6. Рефлексия 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь :
1. Форма Земли — несколько сплюснутый у полюсов шар . Площадь -510 млн. км2 .
2.Экватор — самая длинная окружность .
3.Земля удерживает воду и воздух.
4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.
5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.