Конспект урока по географии «Форма и размеры Земли» 5 класс

Конспект урока по географии,

Составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1. ФИО: Рева Людмила Федоровна, учитель географии, МБОУ СОШ № 20 поселка Забойского Славянского района.

2. Предмет : География

3. Класс : 5

4. Тема урока: «Форма и размеры Земли», раздел II: «Земля во Вселенной», урок № 12

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В. П., Савельева Л. Е., М., «Дрофа», 2012.

6 . Цель : Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного

мышления о шарообразности планеты.

7. Задачи :

— Обучающие : углубить знания о планете Земля;

— Развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

— Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты :

— Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

— Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— Предметные : знать форму и размеры Земли, доказательства ее шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

9. Универсальные учебные действия :

— личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.

— Регулятивные : Принимать и формулировать учебную проблему.

— Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: Комбинированный.

11. Формы работы учащихся : коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование : мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

13. Структура и ход урока

П/п

Деятельность

Учителя

Ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Что нам неизвестно о Земле?

Предлагает сформулировать тему урока и ее корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал .

Определяют, каких знаний им не хватает

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, Создает готовность к предстоящей деятельности.

Цель записывается на доске и Обсуждается .

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— найти в тексте учебника И узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

— задает вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

Для выполнения задания к рис.32на стр.40.

Работают с учебником : Находят И узнают информацию, Передают своими словами содержание

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают .

Практикум: Работа в группах Делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод О различиях радиусов.

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, Побуждае Т учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

Стимулирует активное участие всех детей В поисковой деятельности При дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

Предлагает ученикам Рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, Обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

Этап 6. Рефлексия

Формулирует выводы, Выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной»

Записывают домашнее задание

Примечание: -личностные УУД; -регулятивные УУД; -познавательные УУД; -коммуникативные УУД.

Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1 . Вспомните : Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

-а что вам известно о форме и размерах Земли?

1. «Третий лишний»

— Меркурий, Сатурн, Земля

— Марс, Земля, Венера

— Земля, Солнце, Сириус

2. Выберите верное утверждение :

А) Солнце по размерам равно Земле.

Б) Земля — третья по счету планета от Солнца.

В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.

(Ученики Должны пояснить свой критерий выбора, т. е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

Какую форму имеют планеты Солнечной системы?

Как они различаются по размерам?

Этап 3. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой — сначала появляется мачта, а потом корпус.

Этап 4 . Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?

Этап 5.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

Этап 6. Рефлексия 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь :

1. Форма Земли — несколько сплюснутый у полюсов шар . Площадь -510 млн. км2 .

2.Экватор — самая длинная окружность .

3.Земля удерживает воду и воздух.

4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.

5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по географии «Форма и размеры Земли» 5 класс