Художественный анализ 90 сонета Уильяма Шекспира

Девяностый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, обращенных к другу, к подгруппе стихотворений, повествующих о соперничестве и ревности к другим поэтам.

Основная идея произведения – убийственная невыносимость потери любимого человека на фоне ополчившегося против поэта мира. Надо заметить, что под “потерей” может пониматься не только друг, но и возлюбленная, поскольку прилагательное “last” не имеет четко выраженного полового обозначения. К последней трактовке часто прибегали русские переводчики

Шекспира, наделяя девяностый сонет романтической подоплекой.

Оригинальный контекст оперирует военными метафорами и больше характерен для мужской дружбы, нежели любви между мужчиной и женщиной.

Первый катрен рисует душевное состояние лирического героя и показывает внешние обстоятельства, послужившие основной для поэтического обращения к другу. Попавший в опалу целого мира, обратившегося против его дел, Поэт пытается облегчить свою участь, предлагая другу примкнуть к злой судьбе прямо сейчас. Почему?

Объяснение дается во втором катрене.

Здесь лирический герой утверждает, что он может противостоять

постигшей его скорби, но если друг придет в тылу побежденного горя, то он продлит мучения, которые закончатся окончательным поражением. Предложением другу возненавидеть его “сейчас” Поэт пытается обезопасить себя: закрыться от единственного настоящего удара, который может разрушить его сердце. Все беды мира для лирического героя – ветреная ночь, но потеря любимого друга – дождливое утро, то есть продолжение изматывающих горестей.

В третьем катрене Поэт снова обращается к другу, не желая, но допуская мысль о том, что будет оставленным. Если это случится, то он хочет, чтобы друг не был “последним из уходящих”, ведь явившись в “общем натиске атаки” он сможет подвергнуть его самому худшему удару судьбы.

В “сонетном замке” объясняется столь странное желание лирического героя, любящего друга, но то и дело просящего его о ненависти: самое страшное горе сможет превратить текущие проблемы в мелкие, обесценить их и, тем самым, дать неплохие шансы на победу. Поэт справился бы с мировой опалой и без столь экстравагантного средства, но он, как и все любящие, слишком дорожит тем, что ему дорого, и четко понимает, что именно потеря друга может его добить. Благоразумнее перестраховаться, заранее предугадать возможный расклад и попросить друга о милости: либо быть с ним до конца , либо оставить прямо сейчас.

Девяностый сонет написан ямбом. В первых двух катренах женская рифма чередуется с мужской. Третий катрен и “сонетный замок” имеют мужские рифмы.




Интересная поездка.
Сейчас вы читаете: Художественный анализ 90 сонета Уильяма Шекспира