Дает ли психолог советы
Дает ли психолог советы
Если мысль сходить к психологу рассматривается нами всерьез, мы, чаще всего, рассуждаем примерно следующим образом: чего мне не хватает, так это твердых знаний, как следует вести себя в этой злополучной ситуации; психологов учат тому, как возникают злополучные ситуации и как их надо преодолевать; помощь, которую психолог может мне оказать, состоит в хорошем совете — пусть скажет, что я делаю не так, и расскажет, как следует поступать. В представлениях большинства людей, психологи для того и нужны, чтобы давать советы.
Парадокс
Закономерности эти имеют обобщенный характер, и потому легко сравнимы с сентенцией «Лучше быть здоровым и богатым» — мудрость сия никем не оспаривается, но ничего не говорит о том, почему после очередного похода в аптеку денег едва хватает до следующей получки. Психологический «ликбез» — безусловно, важный вклад в разрешение наших затруднений, можно сказать, необходимый. Но не всегда достаточный!
Во-первых, большая часть советов находится в области наших собственных предположений и догадок. Что-то мы сами пытались сделать, что-то советовали наши друзья, к чему-то подталкивали события. Представление о том, что к психологу идут за советом, создает представление, что ждать помощи неоткуда: все и так уже перепробовано, «ну что еще может он предложить?!».
Во-вторых — и это главное — вопрос преодоления тех или иных затруднений состоит не столько в том, ЧТО следует делать, сколько в том, КТО будет предпринимать те или иные усилия. Квалифицированная помощь психолога сосредоточена на изменении нас самих. Измененные, мы станем способными менять нашу ситуацию любыми методами — старыми или новыми, давно известными или изобретаемыми на ходу.
Давайте представим ребенка, пожелавшего обучиться игре в шахматы. Узнав от родителей основные правила расстановки и движения фигур, наш честолюбивый герой взялся вызывать на поединок всех желающих. Довольно скоро ему пришлось пережить горечь поражений, а вместе с ней — осознание своих ограниченных возможностей в этом деле, и на повестке дня возник вопрос углубления умений и навыков шахматной игры.
Найденному учителю был выдан следующий запрос: «Покажите мне, какие ходы нужно делать, чтоб всегда выигрывать». Учитель пустился в неторопливые разъяснения о том, что искусство этой старинной игры требует, прежде всего, умения видеть ситуацию на доске, учитывать ее явные и скрытые возможности, строить позиции, развивать комбинации. Лишь на этой основе возможны удачные ходы… Но ребенок не желал, а может, не мог ждать. «Наверное, учитель не хочет открывать мне свои тайны, — подумал он, — и попросту пудрит мне мозги.
Еще бы, сколько денег можно заработать, водя меня вокруг да около, вместо того, чтобы сразу выложить правду! Надо найти другого учителя!». Нетрудно представить, что ожидало нашего героя: трагическим образом метался он от умудренных учителей, наставляющих на долгий и кропотливый путь развития в себе шахматиста, к доброхотам, а то и попросту и шарлатанам, без труда — в обмен на звонкие монеты — выкладывающим «заветные тайны». История имеет два конца — плохой и хороший.
В жизни выбор не намного богаче.