«Адаптация первоклассников»

Рекомендовано областным центром практической психологии

Рассмотрим проблеме детей на школьном старте. Опыт предыдущих лет работы с шестилетками показал, что администрация, учителя и родители не видят особой разницы между детьми 6 и 7 лет, что важно учитывать при приеме детей в школу, в организации учебно — воспитательного процесса.

Особенности шестилеток

1. Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанных с их борьбой.

2. Формирование первых этических инстанций и на их основе

моральной оценки, определяющей отношение к другим людям.

3. Образование «детского общества».

4. Развитие самооценки, притязаний как выражение социальной активности.

5. Преобладающие мотивы поведения, связанные с интересом к процессу игры.

6. Связь наиболее сильных переживаний с окружающими.

7. Наибольшая значимость первого круга общения .

8. Правдивость и открытость.

9. Неустойчивость интересов и желаний.

10. Преобладание неустойчивого внимания, памяти.

11. Постепенный переход к произвольности, управляемости психическими процессами.

12. Выделение особенностей деятельности, самоконтроль

в ней.

13. Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений.

14. Упорядочение чувственного опыта.

Нервная система ребенка пластична, т. к. способная к формированию новых связей, но одновременно и более уязвима. Поэтому важно обеспечить постепенное развитие новообразований, которые появятся в конце шестого года жизни ребенка . Это главное условие перехода к овладению новой ведущей деятельностью — учебной.

Как организовать наблюдение первоклассников на адаптационном этапе в школе. В правом столбике перечисляются основные характеристики школьного статуса проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обучения, общения и психологического самочувствия на данном этапе возрастного развития.

1. Особенности учебной деятельности

1.1 Произвольность психических процессов.

Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться во время ее решения.

Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.

Понимает требования учителя и стремиться их выполнить.

При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления.

1.2 Развитие мышления.

На уроке демонстрирует способность обобщать имеющие знания.

Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных.

Может связно рассказать о событиях своей жизни.

1.3 Сформированность важнейших учебных действий.

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания.

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания.

Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал.

1.4 Развитие речи.

Может пересказать содержание текста ил рассказа учителя своими словами.

Связно выражает свои мысли. Имеет достаточный словарный запас.

1.5 Развитие тонкой моторики.

Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму.

Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур.

1.6 Умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока.

Способен работать в одном темпе со всем классом.

2. Особенности поведения и общения.

2.1 Взаимодействие со сверстниками

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым. Имеет постоянных приятелей в классе.

2.2 Взаимодействие с педагогами.

Может обратиться с просьбой к учителю.

Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию общении с ним. Прислушивается к замечаниям учителя, старается их выполнять.

2.3 Соблюдение социальных и этических норм.

Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня.

Не списывает домашних заданий.

Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения.

2.4 Поведенческая саморегуляция.

При ответе у доски контролирует движения тела .

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движения.

2.5 Активность и независимость

Контролирует свои эмоции.

Достаточно активен на уроке, стремиться проявить свои знания.

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.

Самостоятельно добирается до школы.

Умеет пользоваться школьным буфетом.

Способен справиться с дежурством по классу.

3. Отношение к учебной деятельности

3.1 Наличие и характер учебной мотивации

Редко пропускает занятия.

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.

Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности.

3.2 Устойчивое эмоциональное состояние

В меру переживает за оценки и критические замечания учителей.

Проявление школьной дезадаптации

Формы дезадаптации

Причины

Коррекция

Неспособность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие должной помощи со стороны взрослых

Беседы для установления причин затруднения ребенка

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье

Анализ отношений взрослых с ребенком, их коррекция

Неспособность принять темы школьной жизни

Игнорирование взрослыми особенностей детей

Определение оптимальной нагрузки, консультация а врачом

Школьный невроз

Ребенок не может выйти за границы семейной жизни

Консультация психолога. Анализ поведения родителей, которые используют ребенка в своих интересах.

Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые с возрастом становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.

Начальное обучение — это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Адаптация первоклассников»