Живые силы в России в повести «Хор и Калиныч»
Художественному раскрытию этой мысли посвящены многие рассказы. Достаточно указать хотя бы на рассказ «Певцы», быть может, наиболее в этом смысле показательный. Начинается повествование с короткого сельского пейзажа, характерного именно для крепостной деревин. «Невеселый вид, нечего сказать», — говорит автор.. заканчивая этим печальным возгласом вступление к рассказу.
Следующий эпизод, дополняющий картину крепостной деревни, — это описание кабака, освещенное окно которого «не одному проезжему мужичку мерцает путеводной
Осветив несчастную Колотовку неумолимыми лучами сверкающего июльского солнца, автор воочию показывает, насколько в ней все уныло, тягостно, скудно, безнадежно. На этом фоне впервые появляются Обалдуй и Морган, нелепые фигуры которых подстать их оскорбительным кличкам, и общая картина деревни, обессиленной экономически и униженной нравственно, вырисовывается перед читателем во всей своей горестной наготе. Уже в разговоре
Познакомив читателя с этой почти эпической фигурой, автор переходит к повествованию о состязании певцов, причем именно Дикого Барина делает он судьей артистов из народа.
Пение рядчика, искусное, даже виртуозное, полное залихватской и занозистой удали, НО’ лишенное глубокого чувства, не вызывает отклика у Дикого Барина. Зато после пения Якова Турка, в искусстве которого отразились «русская природа и русская душа», «но. железному лицу Дикого Барина, из-под совершению надвинувшихся бровей, медленно прокатились тяжелая слеза», И недаром. Этот черпальщик на бумажной фабрике, «но душе — художник во всех смыслах этого слова, воплощает неиссякаемые творческие возможности, несмотря на неблагоприятные условия, живущие в сердцах простых людей.
В контексте рассказа победа Якова это не просто торжество артистических сил народа, но залог его великого будущего. Однако именно залог, а еще далеко не реальность.
В силе Якова сказалась субстанция народа, а не ИГО реальное положение. Враждебные народу силы господствуют в России, они подавляют народные таланты, и, вновь увидав Якова через несколько часов после состязания, рассказчик наблюдает тягостную картину: «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песнь, лениво перебирал и щипал струны гитары».
Минуты артистического подъема редки у черпальщика на бумажной фабрике и ему подобных. Но, по мысли автора, силы, живущие в Якове и других людях его типа, непобедимы, им обеспечено историческое развитие, они имеют великое национальное значение.
То же относится к Касьяну с Красивой Мечи, хранителю народной этики, с непререкаемым убеждением провозглашающему высокий принцип гуманизма: «святое дело кровь, великий грех показать свету кровь, — великий грех и страх». Эта могучая нравственная сила не может пропасть даром, как и та, что сурово покоится в душе Бирюка и бьет чистым ключом народной поэзии в маленьких героев «Бежина луга».