О видах сложных предложений в русском языке

Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических основ, двух простых предложений. В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают:

А) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются сочинительные союзы: и, ни-ни, тоже, также, да , а, но, да , зато, однако, или, либо, тпо-тпо, не пго-не гпо;

Б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными союзами и союзными сло-вами: что, как, чтобы, ибо, пгак как, когда, кото-ръш, где, если, хотя, так что и др.;

В) бессоюзные, части которых

соединяются только интонацией. Общий принцип постановки знаков препинания в сложном предложений один: части сложного предложения разделявотся знаками. Однако в каж-дом типе сложногс) предложения есть свои частные ; правила.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми; Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом . Запятая не ставится, если в предложении есть общий член, относящийся к обеим частям: В лесу еще лежит снег и деревья стоят в инее. Запятая также не ставится, если обе части представляют собой назывные предложения или вопросительные

. Когда второе предложение содержит неожиданное присоединение, то ставится тире: Он знак подаст – и все хохочут .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон: Я знаю, что Рагиму известно множество сказок, и прошу его рассказать одну из них .. Запятая не ставится между однородными придаточными, соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что урожай нынче отличный . Не отделяются запятой неполные придаточные, состоящие из одного союза или союзного слова: Я ответил зачем ; он не знал куда. В тех случаях, когда в сложноподчиненном предложении есть сочетание подчинительных союзов, между ними ставится запятая: Мы понимали, что, если погода не улучшится, о поездке за город нечего и думать.

Но если для связи предложении используют двойной союз , то запятая между союзами не ставится: Мы понимали, что если погода не улучшится, то о поездке за город нечего и думать.

Составные союзы не разделяются запятой, если они стоят в начале сложного предложения: После того как мы виделись, он сильно изменился; Для того чтобы грамотно писать, надо много читать. Выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от тех смысловых отношений, которые возникают между его частями. Запятая ставится в тех случаях, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события: Погода утихала, тучи расходились.

Точка с запятой ставится, если предложения распространены, в них уже есть знаки препинания: На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет . Двоеточие ставится:

А) когда во втором предложении сообщается о причине того, о чем говорится в первом: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека ;

Б) когда между частями бессоюзного предложения возникают распространительно – пояснительные отношения : Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра ;

В) когда второе предложение дополняет содержание первого, которое без него непонятно по смыслу. В первом предложении в этом случае часто можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия :

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. Тире ставится: а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил ;

Б) если между частями предложения отношения противопоставления: За мной гнались – я духом не смутился ;

В) если в первом предложении содержится указание на условно-временные обстоятельства совершения действия, о котором говорится во втором предложении: Кончил дело – гуляй смело;

Г) если между частями отношения сравнения: Молвит слово – соловей поет; д) если вторая часть выражает результат того, о чем говорится в первой: Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце .

Один из самых сильных поэтических приемов – звукопись, т. е. подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных – ассонансом. Аллитерация: По небу голубому проехал грохот грома . Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы.

Скопление [л] и [в] создает образ ветра, ласковое дуновение которого ощущаешь почти физически.

Оса жужжала,

Обнажала

Жало,

А встретила Шмеля

И хвост поджала.

С

Очетание шипящих и свистящих связывается в сознании читателя с образом назойливо жужжаще-го насекомого. Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе ” Евгений Онегин ” он дает описание двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы

Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности. В другом месте романа: И взвившись, занавес шумит . Сочетание звуков в-з-с создает звуковое впечатление поднимающегося занавеса.

Скажи потише: шесть мышат,

И сразу мыши зашуршат.

Скажи погромче слово ” гром”,

Грохочет слово, словно гром. Ассонанс:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Мело, мело по всеи земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.




Методы научно педогогического исследования..
Сейчас вы читаете: О видах сложных предложений в русском языке