Варианты работы на уроках русского языка и литературы
В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы на уроках русского языка или литературы. Например, так.
Задание. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. Свой выбор объясните письменно.
На каком приеме построен этот фрагмент?
I вариант
» Евгений Онегин» — большое ________, долго строившийся пушкинский ________, в котором есть _______ глав, ________
Читать «Онегина» — значит уверенно двигаться по этому прихотливому _________, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.
Слова для вставок: Дом; запертые пустые комнаты; здание; мансарды и мезонины; пристройка; темный, почти ушедший в историческую почву подвал; кирпичей; лабиринту; парадные залы; узкие коридорчики.
II вариант
«Евгений Онегин»
Читать «Онегина» — значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.
Слова для вставок: многочисленных эпиграфов; «Отрывков из путешествия Онегина»; примечаний; четверостиший то ли сожженной десятой главы, то ли первоначальной восьмой; пропущенных строф; глав.
Исходный текст
«Евгений Онегин» — большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы глав, запертые пустые комнаты пропущенных строф, мансарды и мезонины многочисленных эпиграфов, узкие коридорчики примечаний, пристройка «Отрывков из путешествия Онегина», наконец, темный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей-четверостиший то ли сожженной десятой главы, то ли первоначальной восьмой.
Читать «Онегина» — значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.
Комментарий
Общий прием, на котором построен фрагмент, — развернутая метафора. Этот термин нелишне вспомнить перед ЕГЭ.
Ученики должны письменно объяснить свой выбор слов и словосочетаний. Чтобы это сделать, нужно подметить сходство между «строительными» и «литературными» элементами .
Можно предложить ученикам дополнить этот текст . Задания можно усложнить и традиционным путем, пропустив в тексте буквы и знаки препинания.