Учитель-словесник Дмитрий Николаевич Подгрушный
Ярким даром ритора, мастера красного слова владел учитель-словесник Дмитрий Николаевич Подгрушный. Он часто давал ученикам свободные темы для композиций, и здесь Саша Довженко продемонстрировал свои способности. Его композиции были лучшими в классе. Особенно поразила и запомнилась всем его художественная композиция «Святки» — поэтический рассказ о народных новогодних торжествах.
Свои описания Саша иллюстрировал колядками. Были в его сочинении и острые реплики, остроты, шутки, которые он передавал различными голосами. Всех пленил
Подгрушного вскоре в училище заменил Николай Емельянович Климченко, который очень любил декламацию, вдохновенно читал ученикам «Слово о полке Игоревом». Под его влиянием весь класс пришел в восхищение старинным эпосом. Но запомнить сложный текст «Слова» удавалось не каждому. Зато в устах Саши поэма звучала торжественно, веще и тревожно.
Он читал ее во время уроков и на вечерах, поражая слушателей. «Слово» вошло в его плоть и кровь.
И никто тогда не мог знать, что придет время и «Слово в полку Игореве», его эпический порядок, высокие патриотичные мотивы, чеканенный стиль
Всю нашу историю, прошлую и будущую». Станет «Повесть пламенных лет» новейшим Словом о бессмертных защитниках родной земли. И имя автора этого Слова станет известно всему миру, но не все будут знать настоящее имя учителя, который научил будущего писателя любить и понимать «Слово о полке Игореве».
А дружба учителя и ученика крепла. Климченко всячески поддерживал Сашкино увлечение поэзией, народным творчеством, историческими песнями, былинами, казацкими думами. Учитель также заведовал библиотекой училища. Саша сначала помогал Николаю Емельяновичу, а потом фактически стал библиотекарем.
Под его влиянием многих в классе пленила страсть к чтению. Правда, родители не одобряли этой «игрушки»: каждого ученика ждало дома множество обязанностей: принести воды, вскопать огород, накормить, напоить скот, нарубить дров и т. п.
Кое-кто начал заводить собственные библиотеки. Однако Саша предложил создать из личных книжек общую ученическую библиотеку и держать ее в училище. Все охотно приняли такое предложение.
Так возникла «библиотечная коммуна».