Герой драмы Лермонтова «Маскарад»
Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы «Странный человек» — Владимир Арбенин, в отрывке «Я хочу вам рассказать» фигурирует Александр Арбенин. У героя «Маскарада» имя пушкинского Онегина — Евгений.
Онегин и Германн Пушкина, Чацкий Грибоедова, Ижорский Кюхельбекера — такова литературная генеалогия А. В этом образе запечатлелись черты героя популярной на русской сцене мелодрамы Дюканжа «Жизнь игрока» — Жоржа Жермани. Бесспорно влияние героев Байрона
В основе образа Арбенина как справедливо заметил Б. Эйхенбаум, не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского начал. Деятельное стремление А. к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Отделение «высокого зла», мстящего за поругание добра , от обыденного, пошлого, бытового порока необходимо Лермонтову для превращения мелодраматической фабулы в сюжет социально-философской романтической драмы.
Отношения А. с миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные
Здесь же, на земле, где «всюду зло — везде обман», мир — хаос. Герой ощущает на своей судьбе «печать проклятья», его жизнь — бесконечное страдание и одиночество.
Познав ад существования, А. перед злом не преклонился. Больше того — потенциально А. открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка.
Любовь А.- это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. прозрение ; герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию.
Теперь для него «преграда рушена между добром и злом», ему «все дозволено». Он возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда и наказания. Признание собственного избранничества приводит А. к трагической ошибке.
Стремление очистить Нину от греха и смертью возвратить ей божественную чистоту оборачивается преступлением, убийством невинной жены. В этой связи чрезвычайно важен образ Неизвестного. С одной стороны, он имеет черты реального человека, с другой — олицетворяет мистические силы зла.
Он, как режиссер, ведет А. к убийству, являя собой месть тьмы за стремление А. к свету. Гипотетически можно утверждать, что именно Неизвестный является символическим организатором светской интриги .
Однако абсолютно ясно, что возмездие настигает А. не в «наслаждении пороком», а в момент покоя и счастья. Именно поэтому для Лермонтова так важен «прием двойного сострадания». Мировое зло делает А. и жертвой, и преступником. В финале, узнав, что Нина невинна, А., раздираемый мучительными страданиями, сходит с ума . Нет спасения романтическому герою, но нет и возврата под власть тьмы.
Таким образом, коллизия А. перенесена автором из сферы индивидуальной морали и психологии в план общечеловеческого бытия. Необходимо отметить, что не только логика демонического героя ведет А. к преступлению:
Мне ль быть супругом и отцом семейства
…который испытал
Все сладости порока и злодейства?
В структуре «Маскарада» месть гордой души, как черта «негативного, разрушительного воодушевления» , есть протест против социального порядка. А., уставший от «борьбы с самим собой», познавший боль, страдания и страсти, навсегда остался изгоем, обреченным на вечное одиночество. В прошлом игрок, презревший «закон людей, закон природы», А. не приемлет пошлости света.
Мир масок, шулеров и подлецов, мир интриги, сплетни и обмана,- бесконечно враждебен герою. Он здесь чужой, и общество мстит ему за это.
Образ Арбенина претерпел ряд изменений, сюжетных и характеристических, в разных редакциях «Маскарада». Отличие первых трех: А. не узнал о том, что Нина невиновна — драма заканчивалась появлением доктора, который констатировал смерть. Чтобы отомстить Звез-дичу, А. вступал в общество шулеров, возглавляемое Казариным, и те, по его наущению, обыгрывали князя, в чем и состояла месть героя; сцена публичного оскорбления Звездича отсутствовала.
Арбенин в ранних редакциях вплотную примыкал к Демону. Эти демонические черты сохраняются и в четвертой редакции, признанной канонической.
Однако в ней романтическая патетика образа приобретает психологическую мотивировку; усиливается социальная тематика, выраженная в монологах-инвективах, адресованных свету. Образ А. как бы движется от Демона к будущему Печорину. Последняя тенденция отчетливо проявилась в пятой редакции, которая иногда рассматривается как самостоятельная пьеса. В ней имя героя сделалось названием драмы, исчезает маскарад как место действия и образ-символ.
Нина на самом деле изменяет А. Он же не убивает Нину, а только разыгрывает сцену мнимого отравления. Убедившись в измене жены, А. оставляет свой дом; его уход отчасти напоминает бегство Чацкого. Столь существенные изменения образа обусловлены пониманием исчерпанности романтического героя, поисками иного «героя нашего времени».
Роль Арбенина предназначавшаяся П. С. Мочалову, так и не была сыграна великим трагиком по причине цензурного запрета пьесы. Первым исполнителем этой роли стал В. А. Каратыгин . Среди наиболее ярких интерпретаторов образа следует назвать Ю. М. Юрьева в постановке В. Э. Мейерхольда и Н. Д. Мордвинова в фильме С. А. Герасимова и спектакле Ю. А. Завадского .