Тема войны в творчестве В. Быкова. Внутренний мир героев

Свое сочинение мне хотелось бы посвятить творчеству В. Быкова. Творчество этого писателя сводится к одной ведущей теме — теме войны. Но, тем не менее, эта тема предстает в книгах в разных ракурсах. Писатель создает галерею образов, они во многом похожи друг на друга.

Впрочем, это вполне оправдано. Ведь все персонажи В. Быкова не придуманы, а списаны с натуры. Быков ничего не прикрашивает, не искажает.

В. Быков ищет драматические моменты не только в трагических картинах боев и сражений. Он обращает много внимания на внутренний мир людей.

Герои Быкова могут поступать странно, на первый взгляд. Но нельзя судить о них с точки зрения целесообразности или нецелесообразности поступков.

Возможно, что поступки героев Быкова противоречат чувству самосохранения или общепринятой логики. Но именно поэтому нам так интересны все произведения Быкова.

Автор ставит своих героев в экстремальные условия. Подчас люди оказываются на пределе своих возможностей. В разных произведениях Быкова герои, безусловно, подвергаются разным жизненным испытаниям. Но общим является одно — автор словно испытавает человеческие характеры в самых неординарных условиях.

Такие

произведения, как «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Сотников», «Обелиск» и другие показывают нам, как проверяется душевная и физическая стойкость человека, обнаруживается истинное его лицо.

На войне человек ежечасно, ежеминутно рискует самым главным, что есть у него, то есть своей жизнью. Но, несмотря на нечеловеческое напряжение, постоянный риск, человек должен оставаться человеком. В. Быков создает психологически достоверные образы.

Они находятся на грани смерти, но это не мешает им оставаться людьми.

Проза В. Быкова позволяет читателям лучше узнать человека, оказавшегося в экстремальных условиях, готового в любой момент распрощаться с жизнью. Писатель показывает внутреннее состояние своих героев в трудные моменты выбора.

Интересно, что Быков словно специально избегает батальных сцен. Подразумевается, что на войне их было достаточно. Зато так много внимания уделяется внутреннему миру рядового бойца.

Читатель благодаря прозе Быкова получает возможность как бы воочию увидеть самые незначительные ситуации, которые подчас так много значат в раскрытии внутреннего мира героев. Нередко нам трудно оценить те или иные поступки главного героя однозначно.

Например, читая повесть «Сотников» мы не. можем дать точное определение одному из героев, ведь он является предателем. Сам Быков не позволяет читателю создать однозначные, четкие характеристики своих героев. Сюжет произведения достаточно прост.

Сотников и Рыбак — это два партизана. Они должны были отправиться в деревне, чтобы принести овцу для пропитания остальных. Сотников и Рыбак практически не знакомы друг с другом, если не считать того, что уже успели сражаться вместе.

Сотников не совсем здоров. Но он все равно считает своей «обязанностью отправиться на выполнение задания. Пусть даже это задание не выглядит таким важным. Рыбак вполне подготовлен к выполнению любого задания.

Нам кажется, что у него гораздо больше преимущества, чем у слабого и больного Сотникова. Однако именно Рыбак оказывается морально слабее. А Сотников до последнего момента верен своим идеалам чести: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть…

Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Рыбак совершает предательство только ради спасения своей жизни. Все остальные погибают. Мы видим, что сам по себе Рыбак не является законченным негодяем, ему свойственны положительные качества. Мы знаем, что он поделился с товарищем остатками пищи; также он отдает Сотникову полотенце .

Попав в плен, Рыбак желает протянуть время. Он намерен сообщить только то, что враги уже знают про партизан. Но простой парень не может с честью выстоять в сложном психологическом поединке с врагами. Поэтому, сам того не желая, Рыбак проговаривается. Это и послужило причиной того, что Рыбак переходит в качественно иное состояние.

Теперь уже он сознает, что сможет сохранить свою жизнь исключительно ценой предательства своих товарищей. Ему нет дороги назад.

Рыбак даже становится палачом Сотникова. Парадоксально, что Сотников не считает возможным требовать от других верности своему долгу. Он как бы не осуждает Рыбака.

Тот становится для Сотникова старшиной, которому просто чего-то не хватило. Во время казни Сотников не ищет сочувствия. В последние минуты ставший палачом Рыбак повинился: «Прости, брат».

Сотников бросил ему в лицо: «Иди ты к черту!».

Рыбак совершает тяжкое преступление. Но особенность творчества Быкова такова, что он дает своим героям возможность нравственного возрождения, даже предателю Рыбаку. Ведь сам факт того, что он осознает свое преступление, дает ему возможность покаяния. Не случайно, за повесть «Сотников» В. Быкову был вручен специальный приз католической церкви.

Это свидетельствует о том, что общество оценило гуманистический пафос произведения писателя.

Все произведения Быкова остаются актуальными и по сей день именно благодаря их особенностям, ведь писатель дает возможность лучше узнать внутренний мир человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях. И пусть проходят года и десятилетия, пусть новое поколение практически не знает о сражениях Великой Отечественной войны. Но психологизм Быкова, с которым он показывает своих героев, всегда будет привлекать читателей современности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема войны в творчестве В. Быкова. Внутренний мир героев