Капитан Копейкин герой «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Повесть о капитане Копейкине» существует в трех основных редакциях; в современных изданиях печатается вторая, не пропущенная цензурой. Фольклорный источник образа К. К.- цикл разбойничьих песен о воре Копейкине, в особенности «Копейкин со Степаном на Волге». Возможные литературные источники — «Вадим» М. Ю. Лермонтова, » Дубровский » и » Капитанская дочка » А. С. Пушкина. Метафорический смысл образа К. К. заключен в имени, реализующем пословицу: «жизнь — копейка» .
Хотя К. К. формально не связан с прочими персонажами
Наконец, главнейший символ поэмы — «копейка».
К. К.- участник войны 1812г., инвалид; под Красным или Лейпцигом ему оторвало руку и ногу. К. К. приезжает в Петербург с целью выхлопотать пенсию, ибо, по его словам, «жиз-нию жертвовал, проливал кровь».
Между тем в приемной министра пенсию ему не назначают, «подносят все одно и то же блюдо: «завтра»». К. К. бунтует, вследствие чего по приказу министра его отправляют за казенный счет на место жительства. Тогда К. К. становится атаманом шайки разбойников в рязанских лесах . В первоначальной редакции «Повести», сверх того, К. К. грабит исключительно казенное имущество, сколачивает капитал и бежит в Соединенные Штаты, откуда пишет покаянное письмо государю с просьбой помиловать его товарищей.
Государь оказывается великодушным: повелевает не преследовать виновных и, исправляя упущение своих чиновников, основывает инвалидный капитал, гарантирующий улучшение жизни раненых.
Образ К. К. двойствен у Гоголя. С одной стороны, чиновно-полицейская Россия, бездушный бюрократический Петербург намерены без жалости уничтожить К. К., как раздавили они Башмачкина, Пискарева, Поприщина; «преступное равнодушие столицы превратило защитника родины в атамана разбойничьей шайки» . Петербург сближается с библейским Вавилоном, погрязшем в грехах, идолопоклонстве, забвении заповедей , звучит тема грядущего возмездия . Вместе с тем К. К. отнюдь не пассивен: подобно Поприщину, он требует мгновенного исполнения своей эгоистической претензии.
Но если в подобной ситуации Башмачкин кончает смертью, а Поприщин безумием, то К. К выбирает бунт против государства как выход из социального тупика. Разбоем К. К. стремится достичь социальной справедливости. Резкий противник бунта, Гоголь снижает образ К. К., выделяя в нем хлестаковско-ноздревскую стихию. К. К. одержим страстями зависти и гнева: он ест «огурец соленый да хлеба на два гроша», а в ресторане «котлетки с трюфелями», арбуз-громадище, дилижанс эдакой, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей . Эти страсти порождены главной страстью — к копейке, перед ней бессилен и герой 1812 г.
Страсти губят душу К. К. Хаотичному, бунтующему, дробящему мир К. К. противостоит утопический образ мудрого и милостивого государя-миротворца, каким хотел бы видеть его Гоголь, писавший в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Власть государя явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом Божиим на земле».