Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»
Замечательная новелла Ги де Мопассана включена в программу 8-го класса по литературе под редакцией А. Г. Кутузова. Она, безусловно, заслуживает внимания и потому, что Мопассан был виртуозным новеллистом, и потому, что дает возможность затронуть тему судьбы и противостояния ей. Поскольку сам писатель был убежден, что все в жизни зависит от случая, целесообразно построить работу над произведением в форме расследования того, как случай изменил жизнь героев.
Случай — это бог.
Не человек властвует над случаем, но, напротив, случай правит
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы с вами обращаемся к новелле французского писателя XIX века Ги де Мопассана «Ожерелье». Анри Рене Альбер Ги де Мопассан — писатель-реалист, автор стихов, драм, новелл, романов, в своих произведениях он стремился создать широкую картину человеческой жизни.
Художник был твердо убежден: все в жизни зависит от случая. Эта идея получила воплощение в его произведениях.
Новелла — эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает «новость». Это произведение малого объема, для которого характерен динамичный
Новеллам Мопассана присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, увлекательное и сжатое повествование. Читая его произведения, трудно предвидеть финал, потому что автор сразу завладевает вниманием и ведет повествование с такой убежденностью в значительности происшествия, что у нас нет времени подумать, чем может закончиться история.
Работу над произведением можно построить по-разному, например:
1) дать задание на Дом прочитать текст целиком и подготовить ответы на ряд вопросов, предложенных заранее;
2) читать и анализировать новеллу на уроке, используя прием домысливания фабулы — предложить ребятам продолжить рассказ о том, что происходит с семьей Луазель после потери ожерелья. Какой бы путь разбора произведения ни избрал учитель, после обсуждения возможного варианта событий или после вступительного слова целесообразно перейти к аналитической беседе, предложив ученикам ряд вопросов и заданий.
Аналитическая беседа
— Вспомните, что такое композиция произведения. В чем особенность композиции новеллы «Ожерелье»?
(Композиция — построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т. п.
Сюжет — система событий, элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
ВАЖНО! Учитель должен объяснить ученикам, что литературоведы по-разному толкуют понятия Сюжет И Фабула. Одни полагают, что Сюжетом Следует называть расположение событий произведения, как они произошли в описываемой Действительности, а Фабулой — расположение событий в самом произведении.
То есть фабула здесь — композиция сюжета. Другие литературоведы придерживаются противоположной, как в данном случае, точки зрения на толкование этих двух терминологических понятий.
Таким образом, важно понимать соотношение между сюжетом и фабулой, предварительно определив их значение, то есть приняв толкование той или иной группы ученых.
В композиции новеллы Мопассана сюжет включает в себя пространную экспозицию: описание образа жизни и чувств госпожи Луазель; в произведении нет портрета героини.)
— Обратимся к тексту, прочитаем первый абзац. Начало произведения — это сильная позиция, где содержатся самые важные сведения, по мнению автора. Что вы можете сказать о героине?
Нужно обратить внимание учеников на тот факт, что очень долго автор не называет имени героини, а употребляет местоимение Она. Это слово постоянно повторяется в первой части текста:
«и она приняла предложение мелкого чиновника…»;
«Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рожденной для изящной жизни, для самой утонченной роскоши»;
«Она страдала от бедности своего жилья…»;
«Когда она садилась обедать за круглый стол… она мечтала о тонких обедах…»;
«У нее не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана»;
«Изредка она навещала богатую подругу…»;
«Целые дни напролет она плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния».
Внимание читателя сосредоточивается на личности героини, так как автору важно было дать наиболее полное представление о ее жизни, желаниях, чувствах. Использование Мопассаном однообразной синтаксической конструкции с рядами однородных членов и постоянным повтором личного местоимения служит цели создать ощущение монотонной и однообразной жизни Матильды Луазель, в которой не было ни ярких моментов, ни значительных событий.
Учитель должен пояснить, что героиня — воплощение образа «маленького человека», героя из среднего сословия, незначительного и незаметного существа, которое страдает, чувствует и переживает так же, как и герой яркий, значительный.
— Так ли несчастна героиня в начале повествования, как она считает?
— Найдите завязку сюжета, помните, что без этого события не было бы всех последующих.
— Как реагирует на приглашение молодая женщина?
— Перечислите события, которые включает в себя развитие действия.
— Найдите описание бала. Чем он стал для героини?
— Какие этапы можно выделить в жизни героини?
жизнь до бала; 2) бал и потеря ожерелья — переломный момент в судьбе Матильды; 3) жизнь После бала.)
— Что резко изменило жизнь семьи Луазель?
— Найдите в тексте описание третьего этапа жизни героини.
Учитель. Два последних предложения — слова самой Матильды и одновременно повествователя. Важно, что в этой страшной жизни героиня не плачет, как раньше, целыми днями.
— Чем теперь занят день госпожи Луазель?
— Как такая жизнь повлияла на Матильду?
— Что является кульминационным моментом новеллы?
— Почему же героиня решилась заговорить с давней приятельницей?
— Найдите и прочитайте развязку.
Учитель. Все произведение — это противопоставление разных этапов жизни героини. Важно, что говорит автор о героине в начале новеллы и в третьей части.
Когда она ощущает себя более несчастной?
Парадоксально, но до потери ожерелья Матильда постоянно страдает и плачет, хотя ее жизнь не так тяжела, а в горе и нищете она не ропщет и даже находит возможность гордиться собой. Именно в страданиях и горе проявляются лучшие качества госпожи Луазель: стойкость, терпение, мужество. Как внешне меняется облик героини, так меняется и ее характер, который закалился под влиянием внешних обстоятельств.
— В чем заключается конфликт произведения?
— Определите тему произведения.
Учитель. Это новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень веселая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.
Автор умело использует возможности новеллы, чтобы убедить нас в этом: сюжет — убедительное сочетание случайностей; в больших объемах использована несобственно-прямая речь ; развязка новеллы неожиданна.
В образах этого произведения Ги де Мопассан воплотил судьбу человека вообще, ведь на месте госпожи Луазель мог оказаться любой другой человек.
Можно назвать «Ожерелье» социально-философской новеллой, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определенных социальных условиях.
— Определим идею произведения. Попробуйте найти ее в тексте новеллы.
Учитель. Госпожу Луазель можно даже высмеять, но автор не делает этого , для него она — одна из бесчисленных жертв обстоятельств, случая, который, по мнению древнегреческого философа Демосфена, «правит миром».
Далее обсуждаем с ребятами эпиграфы к уроку. Выясняем, соответствуют ли они тексту, помогают ли понять идею новеллы.
Думается, интересно было бы выслушать мнения ребят о том, почему свою новеллу писатель назвал именно «Ожерелье». Обсуждение детских высказываний создаст стимул для развития навыка связной речи, формулировки собственного мнения и оценки точек зрения других.
В качестве Домашнего задания можно предложить учащимся составить рассказ :
1) о том, как бы сложилась жизнь семьи Луазель, если бы ожерелье не было утеряно;
2) от лица господина Луазель обо всех событиях, изображенных в произведении.
От редакции. Интересным может быть аналитическое сопоставление на последующих уроках или в старших классах новеллы Ги де Мопассана и рассказа А. П. Чехова «Анна на шее», в котором бал также становится поворотным моментом в жизни героини.