Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»

Замечательная новелла Ги де Мопассана включена в программу 8-го класса по литературе под редакцией А. Г. Кутузова. Она, безусловно, заслуживает внимания и потому, что Мопассан был виртуозным новеллистом, и потому, что дает возможность затронуть тему судьбы и противостояния ей. Поскольку сам писатель был убежден, что все в жизни зависит от случая, целесообразно построить работу над произведением в форме расследования того, как случай изменил жизнь героев.

Случай — это бог.

Не человек властвует над случаем, но, напротив, случай правит

миром!

Два величайших тирана на земле: случай и время.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня мы с вами обращаемся к новелле французского писателя XIX века Ги де Мопассана «Ожерелье». Анри Рене Альбер Ги де Мопассан — писатель-реалист, автор стихов, драм, новелл, романов, в своих произведениях он стремился создать широкую картину человеческой жизни.

Художник был твердо убежден: все в жизни зависит от случая. Эта идея получила воплощение в его произведениях.

Новелла — эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает «новость». Это произведение малого объема, для которого характерен динамичный

сюжет, отсутствие описаний, все внимание концентрируется на сюжете, который часто завершается неожиданной, непредсказуемой развязкой.

Новеллам Мопассана присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, увлекательное и сжатое повествование. Читая его произведения, трудно предвидеть финал, потому что автор сразу завладевает вниманием и ведет повествование с такой убежденностью в значительности происшествия, что у нас нет времени подумать, чем может закончиться история.

Работу над произведением можно построить по-разному, например:

1) дать задание на Дом прочитать текст целиком и подготовить ответы на ряд вопросов, предложенных заранее;

2) читать и анализировать новеллу на уроке, используя прием домысливания фабулы — предложить ребятам продолжить рассказ о том, что происходит с семьей Луазель после потери ожерелья. Какой бы путь разбора произведения ни избрал учитель, после обсуждения возможного варианта событий или после вступительного слова целесообразно перейти к аналитической беседе, предложив ученикам ряд вопросов и заданий.

Аналитическая беседа

— Вспомните, что такое композиция произведения. В чем особенность композиции новеллы «Ожерелье»?

(Композиция — построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т. п.

Сюжет — система событий, элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

ВАЖНО! Учитель должен объяснить ученикам, что литературоведы по-разному толкуют понятия Сюжет И Фабула. Одни полагают, что Сюжетом Следует называть расположение событий произведения, как они произошли в описываемой Действительности, а Фабулой — расположение событий в самом произведении.

То есть фабула здесь — композиция сюжета. Другие литературоведы придерживаются противоположной, как в данном случае, точки зрения на толкование этих двух терминологических понятий.

Таким образом, важно понимать соотношение между сюжетом и фабулой, предварительно определив их значение, то есть приняв толкование той или иной группы ученых.

В композиции новеллы Мопассана сюжет включает в себя пространную экспозицию: описание образа жизни и чувств госпожи Луазель; в произведении нет портрета героини.)

— Обратимся к тексту, прочитаем первый абзац. Начало произведения — это сильная позиция, где содержатся самые важные сведения, по мнению автора. Что вы можете сказать о героине?

Нужно обратить внимание учеников на тот факт, что очень долго автор не называет имени героини, а употребляет местоимение Она. Это слово постоянно повторяется в первой части текста:

«и она приняла предложение мелкого чиновника…»;

«Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рожденной для изящной жизни, для самой утонченной роскоши»;

«Она страдала от бедности своего жилья…»;

«Когда она садилась обедать за круглый стол… она мечтала о тонких обедах…»;

«У нее не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана»;

«Изредка она навещала богатую подругу…»;

«Целые дни напролет она плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния».

Внимание читателя сосредоточивается на личности героини, так как автору важно было дать наиболее полное представление о ее жизни, желаниях, чувствах. Использование Мопассаном однообразной синтаксической конструкции с рядами однородных членов и постоянным повтором личного местоимения служит цели создать ощущение монотонной и однообразной жизни Матильды Луазель, в которой не было ни ярких моментов, ни значительных событий.

Учитель должен пояснить, что героиня — воплощение образа «маленького человека», героя из среднего сословия, незначительного и незаметного существа, которое страдает, чувствует и переживает так же, как и герой яркий, значительный.

— Так ли несчастна героиня в начале повествования, как она считает?

— Найдите завязку сюжета, помните, что без этого события не было бы всех последующих.

— Как реагирует на приглашение молодая женщина?

— Перечислите события, которые включает в себя развитие действия.

— Найдите описание бала. Чем он стал для героини?

— Какие этапы можно выделить в жизни героини?

жизнь до бала; 2) бал и потеря ожерелья — переломный момент в судьбе Матильды; 3) жизнь После бала.)

— Что резко изменило жизнь семьи Луазель?

— Найдите в тексте описание третьего этапа жизни героини.

Учитель. Два последних предложения — слова самой Матильды и одновременно повествователя. Важно, что в этой страшной жизни героиня не плачет, как раньше, целыми днями.

— Чем теперь занят день госпожи Луазель?

— Как такая жизнь повлияла на Матильду?

— Что является кульминационным моментом новеллы?

— Почему же героиня решилась заговорить с давней приятельницей?

— Найдите и прочитайте развязку.

Учитель. Все произведение — это противопоставление разных этапов жизни героини. Важно, что говорит автор о героине в начале новеллы и в третьей части.

Когда она ощущает себя более несчастной?

Парадоксально, но до потери ожерелья Матильда постоянно страдает и плачет, хотя ее жизнь не так тяжела, а в горе и нищете она не ропщет и даже находит возможность гордиться собой. Именно в страданиях и горе проявляются лучшие качества госпожи Луазель: стойкость, терпение, мужество. Как внешне меняется облик героини, так меняется и ее характер, который закалился под влиянием внешних обстоятельств.

— В чем заключается конфликт произведения?

— Определите тему произведения.

Учитель. Это новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень веселая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.

Автор умело использует возможности новеллы, чтобы убедить нас в этом: сюжет — убедительное сочетание случайностей; в больших объемах использована несобственно-прямая речь ; развязка новеллы неожиданна.

В образах этого произведения Ги де Мопассан воплотил судьбу человека вообще, ведь на месте госпожи Луазель мог оказаться любой другой человек.

Можно назвать «Ожерелье» социально-философской новеллой, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определенных социальных условиях.

— Определим идею произведения. Попробуйте найти ее в тексте новеллы.

Учитель. Госпожу Луазель можно даже высмеять, но автор не делает этого , для него она — одна из бесчисленных жертв обстоятельств, случая, который, по мнению древнегреческого философа Демосфена, «правит миром».

Далее обсуждаем с ребятами эпиграфы к уроку. Выясняем, соответствуют ли они тексту, помогают ли понять идею новеллы.

Думается, интересно было бы выслушать мнения ребят о том, почему свою новеллу писатель назвал именно «Ожерелье». Обсуждение детских высказываний создаст стимул для развития навыка связной речи, формулировки собственного мнения и оценки точек зрения других.

В качестве Домашнего задания можно предложить учащимся составить рассказ :

1) о том, как бы сложилась жизнь семьи Луазель, если бы ожерелье не было утеряно;

2) от лица господина Луазель обо всех событиях, изображенных в произведении.

От редакции. Интересным может быть аналитическое сопоставление на последующих уроках или в старших классах новеллы Ги де Мопассана и рассказа А. П. Чехова «Анна на шее», в котором бал также становится поворотным моментом в жизни героини.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»