Сочинение По роману О. Бальзака «Отец Горио»
Бальзак — один из крупнейших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества заключается в том, что он написал не просто большое количество романов, но и историю целого общества. Действующие лица его произведений — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — выглядят так, что создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком. В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, он их назовет потом «Человеческая комедия».
Начинает эту серию роман
Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воле. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жизнью люди. Здесь доживают дни одинокие
В этом потайным уголке парижских джунглей, в гуще маленьких людей скрывается под лицом коммерсанта и каторжник. Госпожа Воле отмеряет порции и меньше наливает старом Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще достаточно свежий и сильныйЮ деньжата у него водились.
Госпожа Воле подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в старую развалину, жалкого бедняка.
Вместо новенького фрака на нем какое-то тряпье, он перестал пудрить парик, отказался от табака. С лучшей комнаты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в обездоленного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жителей. Почему это произошло?
Госпожа Воле не знает причин и предполагает самое худшее. Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.
Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жизни Горио, печальную историю…
В молодости Горио, был «ловким, экономным и столь предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина». После революции в голодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. «Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом. Всего его чувства ушли в любовь к семье — жене и двум дочерям. Вне магазина и вне семьи у него не было никаких интересов: книг он не читал, в театре засыпал.
Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. «Родительское чувство его перешло все разумные пределы», дочери стали его кумирами. Горио «возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них».
А с годами это зло становилось все ощутимее. Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их замуж. Старшую, Анатазу — за графа Ресто, младшую, Дельфину — за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что их отец торгует мукой.
В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Горио и поселился в пансионе.
Он думал, что будет жить на покое припевая. Только дочери позволили их посещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было.
Одряхлевший, падший, он часами простаивал на улице, чтобы хоть мельком взглянуть на своих кумиров. Они обе отвернулись от него. «Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу».
В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим «ангелам». Он умирает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио осознает причину своего несчастья.
Он не нужен им потому, что он бедный: «Ах, будь я богат, я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев».
Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями, а развитие таких страстей, приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, — это одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от поступка к поступку, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху, Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, которая ведет Горио к гибели.
Бальзак создал мир «Человеческой комедии» по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он — исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан это — человеческая жизнь, с рябью повседневных дел, со штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно изменчивая, вечно движется.
И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случаев, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетов мысли, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.