Замысел и композиция “Человеческой комедии” О. де Бальзака

Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни.

Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что “действительность в искусстве не есть действительность в жизни”, и видел задачу своего великого произведения в показе не “воображаемых фактов”, а в показе того, что “происходит всюду”. “Повсюду” сейчас – торжество капитализма, самоутверждение буржуазного

общества.

Показ утвердившегося буржуазного общества – такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой – и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться “Человеческая комедия” с ее переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом – с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, миом буржуа, представленных

бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, со своими провинциальными аристократами, а так же, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке Конфлан), героем каторги Вотреном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

Романы “Человеческой комедии” автор разместил по следующим разделам:

1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни;

2) философские этюды;

3) аналитические этюды.

Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе “физиологии”, оказался непродуктивен для серьезного анализа общества. Философские этюды дают представление – в общем виде – об отношении автора к творчеству , страстям и человеческому разуму , размышлениям о социальном двигателе всех событий” . Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая ее подлинную ее сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в “Предисловии к “Человеческой комедии” в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность.

Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной четкости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми. Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма, Сент – Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: “Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире”.

Но писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление о едином плане строения органического мира.

Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.

Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав: ” мысль или страсть, которая вмещает мысль и чувство, явления социальные…они и разрушительны”. Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в ” Человеческой комедии” – это не любовь, а стремление к богатству или власти.

Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчетом, обычно оно обречено на гибель.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. – виды общего животного типа.

Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа. У животных не бывает внутренней борьбы – они только преследуют друг друга.

У людей борьба более сложная, они обладают разумом.

Смысл моего произведения – придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.

Каждая из моих частей имеет свойственную ей окраску.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность – “самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем”. Части эпопеи – этюды . Более 2000 персонажей в “Человеческой комедии” Бальзака.




General characteristics of the verb as a part of speech.
Сейчас вы читаете: Замысел и композиция “Человеческой комедии” О. де Бальзака