Творческий анализ пушкинской лирики после 1825 года

Восстание 14 декабря 1825 г. застало Пушкина в Михайловском. Весть о поражении декабристов, среди которых было много его друзей, глубоко поразила поэта. В его бумагах сохранился рисунок: виселица с пятью фигурками повешенных и рядом незаконченная фраза: «И я бы мог…» Новый царь — Николай I — решил освободить Пушкина из ссылки, рассчитывая привлечь его на свою сторону. У поэта даже появились иллюзии относительно доброжелательности царя, его готовности к каким-то преобразованиям, быть может, даже к смягчению участи декабристов.

С

течением времени Пушкину пришлось убедиться в беспочвенности этих надежд.

После 1825 г мировоззрение и творчество Пушкина, конечно, не остаются прежними. Трагический опыт восстания декабристов не прошел для него даром. Углубляется представление Пушкина о законах исторического развития, о роли народа в истории, о значении поэта в общественной жизни.

Но идеи свободы, святой вольности по-прежнему оставались ведущими в творчестве поэта. Он не изменил былым вольнолюбивым настроениям, он остался верен своим друзьям. Его знаменитое стихотворение «Послание в Сибирь» явно напоминает раннюю лирику с характерными

для нее настроениями свободолюбия и оптимизма.

Стихотворение проникнуто горячей любовью к декабристам, оно прославляет их подвиг и не оставляет сомнения в конечной победе их святого дела.

В литературоведении горячо обсуждается вопрос, как можно совместить это «Послание…» с теми стихами, которые Пушкин тогда же адресовал Николаю I: «Стансы» , «Друзьям» и др. В них Пушкин призывал нового царя проявить высшую государственную мудрость, быть подобным Петру I и простить своих врагов. Большинство ученых придерживаются мнения, что после 1825 г. Пушкин уже не верил в возможность в данное время изменить общественно-политический строй революционным путем. «Желанная пора» — освобождение декабристов — наступит не в результате вооруженного переворота, а «манием царя», на пути проявления той милости, к которой призывал Николая поэт в «Стансах» . Однако Пушкин не отделял себя от декабристов.

Аллегорическое стихотворение «Арион» , основанное на античной легенде, рассказывает о чудесном спасении певца, который случайно уцелел во время бури: «Я гимны прежние пою» — так сам Пушкин обозначил свою позицию в новых и очень тяжелых исторических условиях. Эти же условия определили глубокие раздумья Пушкина о месте и значении поэта в общественной жизни. Так возникает целый цикл стихотворений, посвященный этой проблеме: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту».

Пушкин настойчиво отстаивает мысль о независимости поэта от толпы, о его поэтической свободе, отрицая за кем бы то ни было право навязывать поэту темы, идеи, превращать его в послушного исполнителя тех или иных «заказов». Но, как и раньше, Пушкин убежден в громадной роли поэта-учителя, поэта-пророка, призванного возвещать людям высокие истины.

Так создан «Пророк» , развивающий ту же идею, которая была заявлена еще в «Песне о вещем Олеге». В понимании Пушкина истинный поэт всегда является пророком, прорицателем, провидцем. Для выражения этих великих идей понадобился и высокий стиль, восходящий к традициям XVIII в.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Для лирики Пушкина после 1825 г. становятся характерными философские мотивы, свидетельствующие о глубине раздумий поэта над коренными вопросами жизни и смерти, назначения человека на земле и т. д. .

Заметное место, как и прежде, занимает любовная тематика. Но теперь любовные стихи лишены элементов книжности, как это было в лицейскую пору. Зрелая пушкинская лирика овеяна чувством всепроникающей гуманности.

Образы лирического героя и особенно героини часто лишены индивидуальной конкретности, в них прежде всего выделяются черты общечеловеческие. Вот почему они остаются высоким образцом настоящей человеческой любви и для всех последующих поколений, уроком чистоты и искренности любовного чувства, глубины подлинного переживания. Это относится и к пленительному пушкинскому стихотворению » Я помню чудное мгновенье…» с его идеальным представлением о любви и о любимой, и к стихотворению «Я вас любил…» , где любовь поэта буквально поражает величием, поразительным бескорыстием и глубоким уважением к женщине:

«…Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим».

Такие стихи становятся не только выдающимся литературным явлением. Огромно их значение в нравственном развитии поколений читателей: они учат, что такое настоящая любовь, учат гуманизму, добру. Совсем незадолго до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» , развивающее тему, известную еще со времен античности.

Это стихотворение подводит своеобразный итог не только постоянным раздумьям Пушкина о судьбе поэта, его месте и назначении в мире, но и всей его лирике.

Величие Пушкина заключалось в том, что он ориентировался в своем творчестве на идеалы, выработанные многовековым опытом народа. Добро, свобода, милость должны восприниматься в совокупности, в едином контексте. Это воплощение народных представлений о нравственности, о цели жизни, о ее смысле.

Именно поэтому и уверен был поэт, что он навсегда останется «любезен народу».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Творческий анализ пушкинской лирики после 1825 года