Программа элективного курса по русскому языку, 5 класс
Программа элективного курса «Моя речь — мое достоинство » для учащихся 5-х классов
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего общего образования по русскому языку «
Автор: Емельянович Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ №29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области
Пояснительная записка
«Единственная настоящая роскошь —
Это роскошь человеческого
А. Сент-Экзюпери » Маленький принц «
Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык » принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности ; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности,
Рабочая программа элективного курса «Моя речь — мое достоинство » для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи — особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь — мое достоинство » дает возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык «, развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классовпредложен курс по выбору обучающихся «Моя речь — мое достоинство «. Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.
Требования к уровню подготовки
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
-владеть качествами хорошей речи ;
-моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
-работать над расширением словарного запаса;
-применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса
Культура речи
Вводное занятие. Русский язык — наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения.
Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы «. Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч.
Великие люди о языке.
«В начале было слово… «
О чем рассказывает устное народное творчество? Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок » — литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С. М. Мишнева «Русская изба «.
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения.
Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.
Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Молодежный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий.
О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово — понятие, слово — творчество «
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же «. О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова.
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка . Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность.
Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения.
Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса «. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Сроки |
Культура речи | ||||
1 | Вводное занятие. Русский язык — наше национальное богатство. | Лекционное занятие. | 1 | |
2 | Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. | Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи. | 1 | |
3 | Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы «. | Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы | 1 | |
4 | Азбука важных и вежливых слов. | Сбор материала и анализ. | 1 | |
5 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | Сбор материала и анализ. | 1 | |
«В начале было слово… « | ||||
6 | О чем рассказывает устное народное творчество? Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок » — литературный памятник живому русскому языку XIX века. | Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 | |
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Сбор материала и анализ. | 1 | |
8 | Литературный язык и местные говоры. | Заочное путешествие. | 1 | |
9 | Лексические диалектные различия и их типы. | Сбор материала по тематическим группам лексики. | 1 | |
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С. М. Мишнева «Русская изба «. | Работа с тестом. | 1 | |
11 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 | |
12 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 | |
13 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок. | 1 | |
14 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. | Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 | |
15 | Молодежный сленг и отношение к нему. | Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала. | 1 | |
16 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. | Сбор материала по истории личных имен, отчеств. | 1 | |
17 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | Сбор материала по истории личных фамилий. | 1 | |
18 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. | Сбор материала и обработка. | 1 | |
«Слово — понятие, слово — творчество « | ||||
19 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Составление «биографии » слова. | 1 | |
20 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. | Элементы игровых технологий. | 1 | |
21 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. | Составление «паспорта » слова. | 1 | |
22 | «Сказал то же, да не одно и то же «. О словах одинаковых, но разных. | Наблюдение за языком | 1 | |
23 | Как правильно употреблять слова. | Сбор материала и анализ | 1 | |
24 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | Анализ произведений УНТ, создание своих загадок. | 1 | |
25 | Богатство русского языка | Работа со словарями | 1 | |
26 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. | Работа с текстами. | 1 | |
27 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Составление памятки «Как написать письмо «. | 1 | |
28 | Напиши письмо Другу. | Создание творческих работ. | 1 | |
Качества хорошей речи | ||||
29 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | Лекционное занятие. | 1 | |
30 | Эмоциональная грамотность. | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. | 1 | |
31 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 | |
32 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 | |
33 | Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. | Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие. | 1 | |
34 | Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса « | Защита проекта. | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | Подведение итогов работы | 1 |
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
Иметь представление:
— о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
-о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
— о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
Знать:
— основные понятия культуры речи, основные качества речи;
— показатели индивидуальной культуры человека;
— языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
— изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
— основные нормы литературного языка;
— назначение речевого этикета;
— значение различных видов словарей в жизни человека.
— качества хорошей речи .
Самоэкспертиза программы элективного курса «Моя речь — мое достоинство «
Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.
Программа элективного курса по русскому языку в 5 классе построена с учетом интереса обучающихся на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности, укрепления связи обучения с жизнью. Занятия имеют элемент занимательности. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если обучающийся и владеет свободно литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Чем грамотнее человек, тем требовательнее он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали бережно относиться к родному языку.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о языковой норме, ее функциях; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Уровень программы нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи языкового явления.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи, особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, т. е. навыков, которыми необходимо владеть каждому. На этой основе получают развитие такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющееся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка.