Объективен ли Л. Н. Толстой, описывая Отечественную войну 1812 года?
Литература — древнейшее искусство. С незапамятных времен люди пытались выразить в словах свою жизнь, свои мысли и чувства. Сначала это были устные сказания, бережно сохраненные в памяти и передаваемые из поколения в поколение, потом, с возникновением письменности, стало возможным, если можно так выразиться, более эффективная передача этих сведений.
Так появились летописи, а вслед за ними и художественная литература. Но любое произведение, будь то роман, повесть, рассказ, поэма и т. д., строится по одному принципу: сюжет разворачивается
Слова А. П. Чехова, вынесены в название темы данного произведения, верны лишь отчасти. Почему? Потому что автор может быть беспристрастным только тогда, когда описываемая эпоха достаточно далека от него во времени . Этому есть несколько причин.
Во-первых, современное писателю правительство.
Такое означало бы если смерть, то хотя конец писательской карьеры.
Поэтому авторам приходилось либо писать «в стол», или подстраиваться под цензуру, а в таком случае говорить об объективности вообще не приходится. Во-вторых, современная писателю эпоха слишком близко его касается: то, что он описывает в своих произведениях, теоретически может произойти и с ним и с его близкими и друзьями. Наконец, автор — это просто человек, со своими вкусами, симпатиями и антипатиями, и он не в состоянии выйти за рамки самого себя. Быть по-настоящему объективным может только холодный, бесстрастный циник, который на все смотрит с равнодушным любопытством. Но таких людей мало, и их называют моральными уродами.
Писатель же, если он искренний творец, не равнодушен просто по определению, ведь человек берется за перо по двум причинам: он хочет поговорить о себе или он хочет высказать свое мнение по тому или иному вопросу.
Русские писатели конечно же не избежали этой участи. Объективен ли Л. Н. Толстой, описывая Отечественную войну 1812 года? Да, объективный, потому что его отделяет от этой войны более полувека. Я не говорю о созданных им образах исторических деятелей, это уже дело вкуса. А Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский изображали в своих произведениях «маленького человека», его мир или «городское дно»?
Тот же Чехов, говоря о судьбе русской интеллигенции? Или Шолохов, описывая гражданскую войну 1918-1922 годов? Нет. Безусловно, каждый из них старается быть беспристрастным, подняться над изображаемыми событиями, но…
Пушкину, Гоголю и Достоевскому это не удается просто потому, что говорить о поднятых этими писателями проблемах спокойно невозможно. Чехова судьба русской интеллигенции слишком близко касалась. Шолохов, видимо, самый беспристрастный, но и он не смог добиться полной объективности историка до констатации факта — несмотря на все усилия автора, сочувствие к красноармейцам прорывается.
Как видно из вышеизложенного, все это в принципе закономерно. Писатель, в отличие от историка, может себе позволить не быть объективным, ведь он не судья, а лишь свидетель, на основании показаний которого впоследствии будет вынесен справедливый приговор эпохе.