«Я научилась просто, мудро жить…»

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям

и нападкам со стороны не только «литударников», но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.

В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю. Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:

В кругу кровавом день и ночь Болит жестокая истома.,. Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома.

Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый «Реквием». В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий: Там тюремный тополь качается И ни звука — а сколько там Неповинных жизней кончается… Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой.

Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви: Милый мой! И я тоже. Умру с тобой…

Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: «Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…» Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии.

Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью: И томное сердце слышит Тайную весть о дальнем… То вновь драматично, с тяжким предчувствием: А наутро встанешь с новою загадкой, Но уже не ясной и не сладкой. И омоешь пыточной кровью то, что люди назвали любовью… Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти.

Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:

Не придумать разлуку бездонней,

Лучше б сразу тогда — наповал…

И, наверно, нас разлученней

В этом мире никто не бывал.

Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы. Тема Родины также не обойдена ею.

Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Я научилась просто, мудро жить…»