Жизненный путь И. Н. Крамского
Тяжел был жизненный путь И. Н. Крамского , мещанина по рождению. Нужда преследовала его очень долго, и даже в последние годы жизни Крамской, ставший знаменитым художником, не мог свободно отдаться любимой работе. «Я продаю себя. Кто купит?! — восклицал он.
Ф. Васильев, рано умерший от чахотки, был почтальоном. Художники Кошелев, Корзухин. Саврасов и многие другие были пролетариями кисти, художниками-плебеями, вышедшими из народных низов.
Естественно, что им были близки и понятны думы народа, что они становились последователями и учениками
Вслед за Чернышевским Крамской, бывший художественным руководителем, советчиком, признанным и авторитетным теоретиком молодых художников, утверждал: «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным… Художник — критик общественных явлений… Только чувство общественности дает сил\ художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и еще более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения к только!»
Любимым поэтом
Народу же посвятил и Некрасов лучшие свои произведения. Муза «передвижников», как и муза Некрасова, «была печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков». Не случайно поэтому многие картины молодых художников по своей теме и исполнению были чрезвычайно близки творчеству Некрасова. Такова, например, картина Перова «Проводы покойника», в которой все — и надломленная горем фигура вдовы, и широко раскрытые печальные глаза детей, и сумеречный, тоскливый зимний пейзаж, и гроб, обитый рогожей,- все с удивительной силой передает идею поэмы Некрасова «Мороз — Красный нос» и невольно вызывает в памяти скорбные строки:
Савраска увяз в половине сугроба; Ребята с покойником оба Две пары промерзлых лаптей Сидели, не смея рыдать. Да угол рогожей покрытого гроба И, правя Савраской, у гроба Торчат из убогих дровней… С вожжами их бедная мать Шагала…
Передвижные выставки были фактом того же порядка, что и знаменитое «хождение в народ». Художники работали над картинами и темами, подсказанными животрепещущей действительностью, на себя смотрели как на борцов за народное счастье. Не случайно поэтому они создали ряд полотен, посвященных революционному движению современности.
В этих картинах духовная близость «передвижников» демократической литератур,» 60-70х годов проявляется с особенной силой. Героями их картин становились те люди, для которых
Доля народа, Счастье его. Свет и свобода Прежде всего!
Художник Маковский в картине «Студенческая вечеринка» показал целую группу молодежи, знающей, что она будет жить «для счастья убогого и темного родного уголка». Прянишников в картине «Порожняком» дал образ бедняка-студента, едущего в крестьянских дровнях для революционной работы в деревню. В целом ряде полотен Репин рассказал о героической жизни «народных заступников».
Художников «передвижннков», воспитанных на идеях Чернышевского и Добролюбова, никогда не оставляло «жгучее святое беспокойство» за народную судьбу. Их картины звали к тому же, к чему звали Чернышевский и Добролюбов в своих статьях, Некрасов — в своих стихах и поэмах:
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром… Дело прочно, Когда под ним струится кровь.
В своих картинах они правдиво воспроизводили действительность, объясняли ее и произносили приговор над жизнью, учили жить, мыслить, бороться.