В поисках произведений о современных подростках

Известно, что во все времена литературу интересовали подростки и молодые люди: ведь в это время и происходит становление личности. Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться. За последние двадцать лет мир изменился до неузнаваемости. И только подросток так же, как и прежде, делает свой выбор.

На какие же произведения, показывающие именно современную жизнь, написанные уже на материале нашего времени, он может

опереться?

Посмотрим, что предлагают учебники для 11-го класса узнать и понять в новом мире современному молодому человеку. В учебнике «Литература» ни одного произведения о жизни подростка в современном мире нет. Зато есть произведения Шаламова, Солженицына, Платонова, Набокова, то есть как раз то, что для чтения подростков вообще никогда не предназначалось. В учебнике «Русская литература XX века» мы встретим произведения 60, 70, 80-х годов.

Набор известных авторов: Абрамов, Трифонов, Астафьев, Шукшин, Бондарев. Прекрасно — но все это уже о прошлой, а не о современной жизни.

Хотелось бы заметить, что авторы

учебников хорошо показали, как писатели негативно и критически относились к советской власти, но ни слова не сказано о том, как события 90-х годов отражены в литературе, как современные писатели относятся к тому, что происходит в стране сейчас. Таким образом, современное образование сделало все, чтобы о 90-х годах XX века и о современном XXI веке у детей не было бы никакого представления.

Это значит, что учителю самому придется «искать» современные произведения современных авторов и самому выбирать, с чем знакомить своих воспитанников. В этой статье мне хотелось бы обратить внимание на одно из таких произведений: пьесу Екатерины Ткачевой «Свечка» , 2008).

Основа сюжета пьесы такова: несколько подростков пятнадцати-семнадцати лет сбежали из интерната и поселились в подземелье какого-то давно разрушенного здания. Сначала они просто хотели жить на свободе, но вскоре Старший и Главная взяли власть в свои руки и решили выживать за счет использования рабского труда. В рабы попадает и двадцатипятилетний деревенский учитель Глеб, которого подростки ловят по дороге на станцию.

Глеб, оценивая ситуацию, говорит так: я попал в лапы современных детей-фашистов, организовавших подземный концлагерь. Автор показывает в пьесе взгляды детей на жизнь, их отношение к миру и к людям, их мечты о будущем .

В словах детей мы услышим и злобу, и грубость, и хамство. Им ничего не стоит избить человека, даже друг друга они способны унизить, оскорбить, ударить. Их мысли и чувства грубы и циничны. Подростки забыли свои имена и зовут друг друга кличками. Эти Дети прекрасно понимают, что у них нет будущего.

Стелька говорит Глебу: «А что, по программе жить? Закончить техникум, стать сантехником и спиться?» И в этих ее словах — правда нашей жизни. Но Глеб пытается возразить: «Мало в мире хорошего?» Стелька: «Ох, мало, Глеб, ох, мало! И ты это лучше нас знаешь!»

Екатерина Ткачева показывает читателю, что злоба этих детей на мир, на судьбу не случайна .

Проблема обездоленности детей, их духовной ущербности, их будущности в современном мире — одна из главных проблем пьесы. И невольно напрашивается вопрос: что же мы, взрослые, сделали с детьми, если выросли они фашистами?! Вслушайтесь в слова Стельки: «Вот мы — выброшенные. У нас нет учителей, воспитателей, документов.

Но когда все это было, нас также никто не видел, будто мы и тогда были в подземелье».

В то же время автор не снимает ответственности и с самих подростков. Понять это им и помогает Глеб. Первым из детей свою вину осознает Чайник: «За чужой счет себя хозяином делать чревато. Я не собирался становиться преступником». И он же в конце пьесы говорит о себе: «Уроды мы».

А Стелька добавляет: «Фашисты».

Пьеса получилась захватывающая, проблемы — реальные. Я думаю, обсуждать эти проблемы будет интересно и подросткам. Интересна и завершающая сцена, когда дети по очереди обнимают Глеба и уходят.

Вопрос о том, почему сначала они избивают его, а в конце сюжета обнимают, тоже достоин рассмотрения. Также не мешает отметить, что изменяются к лучшему не все дети, поэтому петь радостные песни рано. Дети, уходящие вдаль от Глеба, воспринимаются как символ: они уходят в свои судьбы, в свое будущее, которое представить невозможно, лишь хочется надеяться на лучшее.

Я думаю, Екатерине Ткачевой удалось нащупать ту болевую точку, которая всех нас, педагогов, сегодня волнует, а завтра, пожалуй, заставит бить во все колокола.

Гертруда Геннадьевна Горошникова, Преподаватель литературы Дебесского политехникума; Удмуртия, Дебесский р-н, с. Дебесы
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: В поисках произведений о современных подростках