О творчестве Шарля Бодлера
Шарль Бодлер — один из величайших французских поэтов XIX века был «пасынком» своего времени и предтечей времени будущего, открывший и подаривший миру, по меткому выражению Виктора Гюго, поэзию «нового трепета». Недаром известный украинский поэт, тонкий лирик, Александр Олесь писал: «»Цветы зла» Ш. Бодлера — это цветы, которые выросли в нашей противоречивой душе на почве жестокого XX века».
Ханжеская официальная критика Второй империи, в лице хранителей буржуазной законности, считала поэта опасным аморальным богохульником,
Как личность и как Художник Шарль Бодлер всю свою жизнь находился в состоянии непримиримого конфликта с современным ему обществом буржуазного чистогана и ханжеской добропорядочности. В 1861 г., больной и затравленный поэт, мечтая создать «убийственный памфлет» против бонапартистской Франции, писал в письме к матери: «Я слишком несчастен,
Каина Дети! кончается горе, Время настало, чтоб быть вам на воле!»
Другими словами, духовный облик Шарля Бодлера с его неутолимой жаждой «Абсолютного Идеала» был чужд современной ему литературной эпохе и был устремлен в будущее. Вариации на бодлеровские темы стали откровением многих новых поэтических школ; в конце XIX — начале XX вв. он был признан «духовным отцом» символизма; к концу первой половины XX столетия его поэзию интерпретировали как соединительный мост между «новым западным» мышлением и мудростью Востока; к концу XX в. — как поэтическое выражение мифологического мышления исторического времени в духе философии Клода Леви-Стросса. Бодлер же написал всего четырнадцать коротких строк — сонет «Соответствия», из которых восемь и стали основанием для всех этих эпохальных интерпретаций:
Природа некий храм, где от живых колоннОбрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он. Подобно голосам на дальнем расстоянье, Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет, Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.