Урок этики для современников и потомков

Произведение за романом Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Еремей Вишневецкий» История Украины для Нечуя-Левицкого оставалась непочатым источником раздумий и творческих поисков, он считал позарез необходимым развивать национальное самосознание, был убежденный, что именно художественные произведения на тему исторического прошлого способны вызвать живую заинтересованность широких слоев украинского народа к своему прошлому.

Однако, изображая образы исторических лиц, писатель не склонен к их идеализации: авторская мысль стремится осмыслить

соотнесенность конкретных поступков героев с их значением для других людей. Эта позиция очень выразительно прослеживается в историческом романе «Князь Еремей Вишневецкий». И Нечуй-Левицький, создавая образ главного героя, сердцем и умом ощущал никчемную сущность существования этого человека, который, не восприняв культурных и духовой традиций собственного народа, до самой смерти был его палачом, бессердечным им учителем Украины.

По моему мнению, именно на чувстве ответственности перед своими соотечественниками делает основное ударение писатель.

В центре произведения — исторические события

середины XVII столетия, когда до сих пор могущественная Сечь Посполитая, распространяя социальный и национально-религиозный гнет на восточных окраинах, прежде всего на Украине, служила причиной там решительного сопротивления народных масс. На фоне этих исторических событий мы видим постепенное вхождение внука знаменитого Байды-Вишневецького в великосветский круг и дальше непосредственную его войну с «сиромою» и казацкими повстанцами, которая воспринимается им как возможность утвердить себя на уважительных ролях в Польском государстве.

Уже на первых страницах произведения юный Еремей возникает эгоистическим, честолюбивым и корыстолюбивым человеком: «Моя гетманская булава — это земли безмерные, множество денег, войско…» Все время ощущается его пренебрежение к простому народу, к казацким законам: «Украина с гетманством, с казаками мне не приходится по душе…» Даже в выборе будущей жены Гризельды Замойской Вишневецкий руководствуется мысленным взором, насколько такой брак будет оказывать содействие его славе.

Но, стремясь к неделимой власти над людьми, постоянно доказывая право на это обогащение деспотией, герой повести не получил ожидаемой славы и не мог стать душевно щедрым или хотя бы душевно спокойным: его жизнь и талант, его огромная энергия были посвящены фальшивой идее. Так Нечуй-Левицкий подводит нас к пониманию внутренней драмы Вишневецкого. Для самого Еремея эта драма состоит в том, что он стал, как мечталось, королем.

Я же усматриваю трагедию Вишневецкого в пренебрежении знаменитых традиций родителей, что сделало из него человека без моральных принципов, без чувства патриотизма, циничного и наглого. Начинаешь понимать, как это страшно, когда такой человек имеет, кроме богатства, еще и власть!.. Вся дальнейшая история доказывала нам это не один раз.

Пренебрежение и презрение вызывает этот жалкий, никчемный и бессильный в своей злости людоненависник, когда забеспокоился, узнав, что войско Богдана Хмельницкого и Максима Кривоносая «взяло преимущество», народ встал против своих угнетателей: «Что же теперь произойдет с Польшей, с Украиной? Неужели пропала Вишневетчина? Неужели пропадет и барщина и холопы будут свободные? Шляхту потоптали в болото, в топь! И кто потоптал?

Мои заистязаемые враги, Казаки и мои панщанники — холопы. Какой позор!..».

В этом монологе — суть естества Вишневецкого. Мне кажется, это самое выразительное место в повести, так как в нем — и самохарактеристика. А еще — действительно стыд. Только этот стыд, что вызрел в моей душе, — другого качества.

Хотя я и понимаю, что историю не переписать, в ней были страницы низкого морального опущения со стороны украинцев, но потомок воспетого народом знаменитого Байды и митрополита Петра Могилы не имел права разрешить себе предательскую жизнь. Поэтому он и не имеет права называться сыном Украины, так как ничего, кроме презрения и стыда, по себе в памяти не оставляет. И в этом — бесценный урок нравственности, что дает нам в своем романе И. С. Нечуй-Левицкий.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок этики для современников и потомков